Социологический ежегодник 2015-2016 - стр. 44
Авторы отмечают различие между США и другими западными странами: в США население наиболее негативно реагирует на этническое многообразие. И хотя США являются традиционно иммигрантской страной, такой связи не наблюдается в других подобных странах – Австралии, Канаде, Новой Зеландии. По мысли авторов статьи, возможно, здесь задействованы исторические условия – история рабовладения и акцентирование расовых отношений. Помимо этого, здесь может играть роль и отсутствие государственной политики мультикультурализма, поскольку именно сегрегация, размер группы и этническое неравенство подрывают социальную сплоченность. Гетерогенность сама по себе вряд ли способна ослаблять сплоченность, но политические препятствия могут активировать ее негативные эффекты.
О.А. Симонова
Регулирование вопросов религиозных и этнических меньшинств в Австралии: потенциальные последствия для социальной сплоченности17
Ричардсон Дж.Т.
Ключевые слова: Австралия; социальная сплоченность; мусульманские общины; законы шариата.
В статье Джеймса Т. Ричардсона (Университет шт. Невада, г. Рино, США) проблема социальной сплоченности современных многоконфессиональных и этнически гетерогенных обществ рассматривается на примере подвергающейся серьезному иммиграционному давлению поликультурной Австралии. Во введении автор анализирует влияние, которое происходящая плюрализация религиозной жизни австралийского общества оказывает на уровень социального согласия и взаимного доверия граждан страны. В качестве одного из факторов, не проявившихся пока в полной мере, но обладающих значительным потенциалом воздействия, он выделяет постепенное снижение числа приверженцев различных ветвей христианства18. Последняя тенденция сопровождается консолидацией представителей религиозных меньшинств, готовых к активным действиям за право быть адекватно представленными в публичном пространстве Австралии. Таким образом, на социальной сплоченности австралийцев неминуемо отражается усиливающаяся конкуренция между конфессиональными группами. При этом Дж. Ричардсон также обращает внимание на увеличение конфликтного потенциала внутри самих религиозных общин, объясняя это расширением сообществ за счет интенсивной миграции из стран с несовпадающими культурными ценностями и практиками. Например, мусульмане, проживающие в Австралии, – общим числом не менее 350 тыс. – являются выходцами или потомками иммигрантов из 80 стран; при этом 36% из них рождены непосредственно на Зеленом континенте, а потому ожидать от этой группы единообразного подхода к трактовке канонов ислама было бы несколько наивно [с. 580]. Помимо этого, сами религии эволюционируют, в церковные уставы вносятся поправки, и многие из них, как, в частности, разрешение на рукоположение женщин в священники, не принимаются прихожанами. Разногласия по поводу такого рода реформ, естественно, снижают общий уровень сплоченности религиозных сообществ, резюмирует Дж. Ричардсон.