Размер шрифта
-
+

Социологический ежегодник 2015-2016

1

Статья является частью исследования, проводившегося при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Многообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: Концептуализация и квалиметрия», грант № 14-18-03784.

2

Статья является частью исследования, проводившегося при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Многообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: Концептуализация и квалиметрия», грант № 14-18-03784.

3

Реферат является частью исследования, проводившегося при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Многообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: Концептуализация и квалиметрия», грант № 14-18-03784.

Реферат был ранее опубликован: Ван дер Меер Т., Толсма Й. Этническое многообразие и его влияние на социальную сплоченность // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. – М., 2015. – № 4. – С. 27–39.

4

См., например: Costa D.L., Kahn M.E. Civic engagement and community heterogeneity: An economist’s perspective // Perspectives on politics. – N.Y., 2003. – Vol. 1, N 1. – P. 103–111.

5

Putnam R.D. E pluribus unum: Diversity and community in the twenty-first century // Scandinavian political studies. – Oxford, 2007. – Vol. 30, N 2. – P. 137–174.

6

Chan J., To H.-P., Chan E. Reconsidering social cohesion: Developing a definition and analytical framework for empirical research // Social indicators research. – Dordrecht, 2006. – Vol. 75, N 2. – P. 273–302.

7

Portes A., Vickstrom E. Diversity, social capital and cohesion // Annual rev. of sociology. – Palo Alto (CA), 2011. – Vol. 37, N 1. – P. 461–479.

8

Эти четыре аспекта не являются единственно возможными измерениями, но авторы оставляют за рамками статьи другие измерения, например «сильные и слабые связи» (см.: Granovetter M. The strength of weak ties: A network theory revisited. – Albany: State univ. of New York press, 1981).

9

Pichler F., Wallace C. Patterns of formal and informal social capital in Europe // European sociological rev. – Oxford, 2007. – Vol. 23, N 4. – P. 423–435.

10

Wallman-Lundåsen S., Wollebæk D. Diversity and community trust in Swedish local communities // J. of elections, public opinion a. parties. – Abingdon, 2013. – Vol. 23, N 3. – P. 299–321.

11

См., например: Dinesen P.T., Sønderskov K.M. Trust in a time of increasing diversity: On the relationship between ethnic heterogeneity and social trust in Denmark from 1979 until today // Scandinavian political studies. – Oxford, 2012. – Vol. 35, N 4. – P. 273–294.

12

Lancee B., Dronkers J. Ethnic, religious and economic diversity in Dutch neighbourhoods: Explaining quality of contact with neighbours, trust in the neighbourhood and inter-ethnic trust // J. of ethnical a. migration studies. – L., 2011. – Vol. 37, N 4. – P. 597–618.

13

Индекс Херфиндаля – (Herfindal – Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке, и оценивает уровень конкуренции и монополизма в определенной отрасли. Индекс фрагментированности оценивает количество разных этнических групп в определенном ареале через индексы этнической, религиозной и лингвистической фрагментированности. – Прим. реф.

14

Quillian L. Group threat and regional change in attitudes toward African-Americans // American j. of sociology. – Chicago (IL), 1996. – Vol. 102, N 3. – P. 816–860; Scheepers P., Gijsberts M., Coenders M. Ethnic exclusionism in European countries: Public opposition to civil rights for legal migrants as a response to perceived ethnic threat // European sociological rev. – Oxford, 2002. – Vol. 18, N 1. – P. 17–34; Stephan W.G., Stephan C.W. An integrated threat theory of prejudice // Reducing prejudice and discrimination / Ed. by S. Oskamp. – Mahwah (NJ): Erlbaum, 2000. – P. 23–45.

15

Социальный феномен, при котором белое обеспеченное население уезжает из определенных районов города, которые затем заселяются преимущественно «цветными». – Прим. реф.

16

Finseraas H., Jakobsson N. Trust and ethnic fractionalization: The importance of religion as a crosscutting dimension // Kyklos. – Oxford, 2012. – Vol. 65, N 3. – P. 327–339.

17

Реферат был ранее опубликован: Ричардсон Дж.Т. Регулирование вопросов религиозных и этнических меньшинств в Австралии: Потенциальные последствия для социальной сплоченности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. – М., 2015. – № 4. – С. 59–70.

18

Дж. Ричардсон указывает, что если в 1961 г. к одной из основных христианских конфессий относили себя 88% австралийцев, то к 2006 г. этот показатель сократился до 64% и продолжает снижаться [с. 580].

19

McKinnon G. Social cohesion and human rights: Would a bill of rights enhance social cohesion in Australia // Social cohesion in Australia / Ed. by J. Judd, J. Nieuwenhuyesen. – Melbourne: Cambridge univ. press, 2007. – P. 193–203.

20

Hussain J. Islam: Its law and society. – 2>nd ed. – Leichhardt: Federation press, 2004.

21

См.: Williams G. The laws that erode who we are // Sydney Morning Herald. – Sydney, 2011. – Sept. 10. – P. 22; Hocking J. Counter-terrorism and the politics of social cohesion // Social cohesion in Australia / Ed. by J. Judd, J. Nieuwenhuyesen. – Melbourne: Cambridge univ. press, 2007. – P. 182–190.

22

Hocking J. Counter-terrorism and the politics of social cohesion // Social cohesion in Australia / Ed. by J. Judd, J. Nieuwenhuyesen. – Melbourne: Cambridge univ. press, 2007. – P. 184.

23

Цит. по: Karvelas P. Muslims to push for Sharia // The Australian. – Surry Hills, 2011. – May 17. – Mode of access: http://www.theaustralian.com.au/national-affairs/muslims-use-multiculturalism-to-push-for-sharia/story-fn59niix-1226057100331 [Accessed 07.07.2015.]

24

Black A. In the shadow of our legal system: Sharia in Australia // Sharia in the West / Ed. by R. Ahdar, N. Aroney. – Oxford: Oxford univ. press, 2010. – P. 241.

25

Voyce M., Possamai A. Legal pluralism, family personal laws and the rejection of Sharia in Australia: A case of multiple «clashing» modernities // Democracy a. security. – Abingdon, 2001. – Vol. 7, N 4. – P. 338–353.

26

Ali J. A dual legal system in Australia: The formalization of Sharia // Democracy a. security. – Abingdon, 2001. – Vol. 7, N 4. – P. 354–373.

27

Kolig E. To shariaticize or not to shariaticize: Islamic and secular law in the liberal democratic society // Sharia in the West / Ed. by R. Ahdar, N. Aroney. – Oxford: Oxford univ. press, 2010. – P. 255–278.

28

Saeed A. Reflections on the establishment of Sharia courts in Australia // Sharia in the West / Ed. by R. Ahdar, N. Aroney. – Oxford: Oxford univ. press, 2010. – P. 233–238.

29

Saeed A. Reflections on the establishment of Sharia courts in Australia // Sharia in the West / Ed. by R. Ahdar, N. Aroney. – Oxford: Oxford univ. press, 2010. – P. 233–238.

30

Аналитический обзор подготовлен в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-06-00381 а).

31

По мнению автора, основная масса моральных явлений может быть адекватно описана только посредством «толстых», или объемных, насыщенных (thick), этических категорий, которые имеют двойственную, дескриптивно-оценочную природу (описание явления с привлечением такого понятия есть одновременно и его оценка в терминах морали). Помимо синтеза репрезентации и оценки объемные понятия имеют онтологические предпосылки в виде тех или иных культурных и институциональных факторов. К разряду таких категорий Абенд относит морально-этические реалии современного западного общества – достоинство, жертвенность, гуманизм, жестокость, фанатизм, эксплуатацию и т.п. Подробнее см.: [Abend, 2011].

Страница notes