Размер шрифта
-
+

Сочинения. Том I. Трактат «Личность и проступки». Пьесы. Статьи о театре - стр. 65

Попытаемся теперь описать этот вид. Чтобы постичь суть совершаемых посредством человека познавательных актов, необходимо вникнуть в предмет, мысленно его объективировать и таким путем «понять». В этом значении познавательные акты имеют интенциональный характер, они обращены к познаваемому предмету и обретают в нем свой смысл бытия в качестве актов понимания или знания. Представляется, что этого нельзя сказать о сознании.

В отличие от сторонников классической феноменологии, мы полагаем, что познавательный смысл бытия сознания (и присущих ему актов) основан не на проникновении в предмет, а на его объективации, которая привносит с собой понимание предмета или схематичное представление о нем>15.

А потому интенциональность, характерная для тех познавательных актов, благодаря которым мы получаем понимание предметной действительности в одном из ее измерений, не может служить актам сознания, ибо они лишены интенционального характера, хотя то, что составляет предмет нашего познания, понимания и знания, является и предметом сознания.

И все-таки в той мере, в какой понимание и знание способствуют формированию предмета способом интенциональным (а именно это является основой самого динамизма познавания), в той же мере и сознание ограничено отражением того, что уже было познано тем же способом. В какой-то степени это – понимание уже понятого. Мы придерживаемся того мнения, что подлинно познавательный динамизм, сама деятельность познавания к сознанию не относятся. Если эта деятельность основана на своеобразном установлении значений в их отнесении к объектам познавания, то значения эти устанавливаются не сознанием, хотя безусловно, они устанавливаются и в сознании.

А если так, то трудно усомниться в том, что сознанию служит познавательный характер и даже познавательная функция, хотя и этот характер, и эта функция своеобразны. Этим характером – назовем его «сознательностным» [świadomościowy] – отмечены как отдельные акты сознания, так и вся их актуальная совокупность, которую можно определить как сумму актов сознания или же как их «результирующую», которая чаще всего именуется просто сознанием.

Если отражающее сознание (то есть сознание в функции отражения) представляется тут как бы производной всего процесса деятельности познавания и познавательного отношения к объектной действительности, своего рода его окончательным отпечатком в познающем субъекте, то вместе с тем следует признать, что это отражение или отпечаток возможны лишь тогда, когда мы признаем за сознанием своеобразную способность «высвечивать» все то, что человеку дано каким-либо способом познавательно.

Страница 65