Размер шрифта
-
+

Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы - стр. 1

Замечания для учителя

Целью настоящего пособия является создание единой, внутренне обусловленной системы обучения школьников построению текстов, в т. ч. написанию сочинения.

Предмет настоящего курса лежит вне области русского языка как школьного предмета, а также вне области литературы как школьного предмета. Это объясняется тем, что изучение русского языка в школьной практике заканчивается на стадии предложения. Стилистика изучается в небольшом объеме и не затрагивает внутреннюю структуру текста, законы его построения. Литература изучает художественное произведение в целом, в лучшем случае включая в свой курс лишь художественные изобразительные средства (тропы), а также вопросы индивидуального стиля писателя. Все, что касается структуры текстов, законов их построения, как правило, дается весьма отрывочно, и не представляет собой единой системы с четко сформулированными задачами, а также внятно прописанными методами их достижения. Другими словами, обучение работе с текстами не имеет в школьной практике своего собственного курса, неоправданно, на наш взгляд, включаясь в уроки развития речи.

При этом важно, что означенные навыки имеют универсальный характер и необходимы не только на уроках литературы (для написания сочинения), но и для других предметов (физика, биология, история и т. д.), поскольку в курсе этих предметов предусмотрена подготовка докладов, рефератов и прочих письменных работ, которые строятся по аналогичным схемам.

Ниже предлагается курс обучения созданию текстов. При этом выводятся универсальные законы и правила построения текстов, которые не ограничиваются школьным курсом (т. е. написанием сочинения), а имеют свое продолжение в работах более высокого уровня, с созданием которых учащимся придется столкнуться после окончания школы (курсовая, дипломная работа, написание рефератов, автобиографии, художественных произведений и т. д.).

Цели и задачи курса

Главная цель – дать понимание общих законов создания текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ разного уровня.

Содержание курса

Содержание курса строится от простого к сложному. Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает. В силу этого обучение по означенной системе невозможно начинать с середины или не с начального этапа. Курс может быть сжат во времени (вместо предлагаемых 7 лет – 3 или 4 года), но не сокращен за счет каких-либо этапов.

Разделение письменных работ по типам предлагается следующее:


5–6 классы – учащиеся знакомятся с двумя разновидностями письменной работы: сочинение-описание и сочинение-повествование. Основное различие этих двух видов работ состоит в том, что сочинение-описание воспроизводит ситуацию, присутствующую в настоящем времени, а сочинение-повествование – ситуацию, которая имела место в прошлом или будет иметь место в будущем (гипотетическая ситуация, предлагаемая школьникам в качестве темы, напр., «Один день в XXIII веке»). Основная задача на этом этапе – научить различать эти два типа сочинений, дать первое представление о композиции, дать возможность приобрести первый опыт написания сочинения.


7 класс – на основе материала, изученного в 5 и 6 классах, познакомить с новыми типами письменных работ: отзыв и сочинение-рассказ. При этом «отзыв» базируется на том, что изучалось в предыдущих классах о сочинении-описании, а «сочинение-рассказ» – на том, что было изучено о «сочинении-повествовании». Основные задачи для «отзыва»: а) перейти от работы с «наблюдениями» к работе с конкретным художественным произведением, б) внести в работу больший объективизм по сравнению с сочинением-описанием, в) научиться видеть возможность существования нескольких точек зрения на произведение. Основные задачи для сочинения-рассказа: а) научиться не только описывать, но и моделировать ситуацию, б) получить представление о том, что такое фабула и интрига.

Страница 1