Размер шрифта
-
+

Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 34

В «Ревизоре» Гоголь сумел соединить гротесковое, сатирическое отображение действительности и реализм. Острие сатиры Гоголя было направлено на такие пороки русской действительности, как чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. Носителями всех этих черт в комедии оказываются чиновники разных мастей. Ситуация, когда Хлестакова по недоразумению принимают за важную персону, за ревизора, предельно обнажает все эти пороки, делает их явными. Особенно показательна в этом смысле сцена беспардонного вранья Хлестакова (III действие комедии), которому перепуганные провинциалы готовы верить на слово, даже если порой и ловят его на лжи. Данный эпизод сыграл важную роль в жизнь чиновников города и в дальнейшем развитии сюжета пьесы.

Хлестаков расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения запросто приглашает его на обед, где его хотели «коллежским асессором сделать», да он «отказался». В департамент, по словам Хлестакова, он вообще на минутку заходит, дабы распорядиться: «Это вот так, это вот так!», а однажды его даже приняли за главнокомандующего. Среди писателей и актеров он «свой»: «с Пушкиным на дружеской ноге», называет Александра Сергеевича «большим оригиналом».

Сцена хвастовства доведена автором до абсурда. Оказывается, именно перу Хлестакова принадлежат «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма» и, кстати, «Юрий Милославский». Когда же Марья Антоновна, дочь городничего, замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков, не растерявшись, охотно соглашается, однако, добавляет: «а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Лгунишка всех в гости к себе зовет в Петербург, рисуя великолепие своих балов, где «арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», а в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр, и однажды он, представьте, управлял департаментом.

Верят ли чиновники Хлестакову? «Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?» – задумывается городничий. – Так вот, право, чем больше думаешь… черт его знает, не знаешь, что и делается в голове; просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить». Городничий прекрасно понимает, что Хлестаков приврал, потому как ему самому ложь привычна, но сознание того, что перед ним был ревизор, делает его слепым и недальновидным настолько, что в финале пьесы, когда обман раскрывается, чиновник чувствует себя раздавленным. Хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана и объектом насмешек. «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!» – кричит в исступлении городничий. – «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов!»

Страница 34