Размер шрифта
-
+

Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 33

Эпизод с захватом казака-убийцы занимает в главе кульминационное место. Словно споря со взглядами Вулича на предопределение, Печорин вызывается в одиночку захватить убийцу. Захват удается, Печорин даже не ранен. На первый взгляд, произошедшее подтверждает взгляды Вулича, однако Печорин остается при своем мнении. Он считает смешным полагать, что какие-то из высших сил станут уделять внимание людям, живущим своими мелкими, ничтожными интересами. Ни до горестей, ни до радостей, ни до сомнений человеческих им нет никакого дела. Мыслящие люди обречены на одиночество и разочарование, другие – на бесконечное блуждание в лабиринте иллюзий и заблуждений. Примечательно также и то, что Максим Максимович, которому Печорин рассказывает историю с захватом убийцы, также – подобно большинству обыкновенных людей – ссылается на то, что Вуличу, вероятно, было так на роду написано – умереть от руки пьяного казака.

В идее специфического фатализма Печорина, как и во всем его образе, воплотилось разочарование окружающей действительностью, в которой ни умственные, ни духовные, ни душевные силы героя не могут найти себе применения.

Итак, в эпизоде захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с особой остротой отобразились взгляды автора и его героя на судьбу и предназначение человека. Трагический разлад героя с действительностью воплотился в его воззрениях на судьбу как на цепь нелепых случайностей. Разорванность связи человека с мирозданием проявляется в представлении, что высшим силам нет никакого дела до людей, живущих своей ничтожной, скучной жизнью. Отрицание судьбы как рока, божественного провидения, движущего людьми в их жизни, приводит героя к мысли, что жизнь, по существу, есть игра, в которой господствуют случайность, везение или невезение. Жизненное самоутверждение человеческой личности, таким образом, превращается в своего рода азартную игру с судьбой, в вызов, который сильная личность бросает бессмысленной калейдоскопичности вселенной.

Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.

Н. В. Гоголь

«Сцена вранья» Хлестакова

(анализ сцены из III действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Творчество Николая Васильевича Гоголя стало одной из самых значительных вех в развитии русской литературы XIX века. Он оказал огромное влияние на развитие русской реалистической школы, а также на всю последующую драматургию. Традиции, заложенные Гоголем, впоследствии развивали такие великие русские писатели, как М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков.

Страница 33