Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 35
Предвидя смех в зрительном зале, Гоголь в финале вкладывает в уста своего героя слова, которые можно считать декларацией автора по поводу данного сюжета: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Заканчивается комедия немой сценой: будто громом пораженные, стоят чиновники, узнав о приезде настоящего ревизора. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, в возможность искоренения общественных пороков. Именно эта вера составляет в комедии основу смеха, единственного, по словам Гоголя, «положительного героя» в произведении.
Таким образом, сцена вранья Хлестокова занимает важное место в идейно-художественном содержании комедии, так как вскрывает пороки бюрократического чиновнического аппарата времен Гоголя, основанного на лжи и лицемерии. Автором показан мир людей, где вранье – обыденное явление, где практически каждый подвержен этому пороку. Именно в сцене вранья происходит завязка действия, чиновники окончательно «убеждаются», что перед ними ревизор.
В комедии «Ревизор» Гоголь представил широкую сатирическую картину современной ему действительности. В образах чиновников отразились пороки социальной системы, порождающей взяточничество, казнокрадство, произвол и другие отвратительные явления. Вместе с тем Гоголь через смех попытался выразить веру в возможность искоренения общественных пороков и надежду на скорые положительные преобразования.
Чтение письма Хлестакова
(анализ сцены из V действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Творчество Николая Васильевича Гоголя стало одной из самых значительных вех в развитии русской литературы XIX века. Он оказал огромное влияние на развитие русской реалистической школы, а также на всю последующую драматургию. Традиции, заложенные Гоголем, впоследствии развивали такие великие русские писатели, как М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков.
В «Ревизоре» Гоголь сумел соединить гротесковое, сатирическое отображение действительности и реализм. Острие сатиры Гоголя было направлено на такие пороки русской действительности, как чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. Носителями всех этих черт в комедии оказываются чиновники разных мастей. Ситуация, когда Хлестакова по недоразумению принимают за важную персону, за ревизора, предельно обнажает все эти пороки, делает их явными. Особенно показательна в этом смысле сцена прочтения письма Хлестакова в финале (V действие комедии), в котором Хлестаков подробно описывает проведенные в доме Губернатора дни и характеры местных чиновников.