Собрание сочинений в четырех томах. Том 2 - стр. 6
Древнегреческий философ Фалес Милетский (VII–VI вв. до н. э.) считал, что Бог и есть Разум Мира, а Вселенная одушевлена и вместе с тем полна демонов; божественная сила пронизывает всё, являясь движущим началом мира [Досократики, 1999, с. 76].
По мнению Гераклита (VI–V вв. до н. э.) Мировой Разум является самосознанием, познающим самоё себя. Мировой Разум Гераклит называет Логосом, также Молнией, Вечностью, Судьбою, Богом, Правдою, Зевсом [Досократики, 1999, с. 242].
Таким образом, еще в древности принято было сознание и материю считать единой субстанцией. «Всё есть – ум», – говорили древние египтяне.
Древним грекам было также известно, что наш мир двоичен и в нем все реальности – существа, предметы, силы и явления – обладают свойством биполярности. У биполярных реальностей имеются два взаимно противоположных полюса, которые связаны друг с другом единством существования и взаимодействия, например: северный и южный полюсы, плюс и минус, бытие и небытие, проявленный и непроявленный миры, тепло и холод, свет и тьма, мужское и женское начало и т. д. Биполярные противоположности взаимосвязаны и неразрывны: северный полюс магнита не может существовать отдельно от южного, положительные частицы не могут существовать отдельно от отрицательных, мужское начало не может существовать без женского. Оккультисты утверждают, что в космосе существуют две взаимно противоположные взаимосвязанные великие силы – Теос и Хаос: Теос – олицетворение Иерархии Сил Света, созидания и порядка, Хаос – грубая необузданная стихия, олицетворение сил тьмы, сил разрушения [Клизовский, 1991, с. 209–243].
Гераклит полагал, что во всех вещах и явлениях объединены противоположности: во всяком добре заключено и зло, а в зле – добро, и только гармония между ними способна создать гармонию в мире. Война есть отец всех вещей. Наше бытие состоит из постоянно сталкивающихся между собой противоположностей, которые накрепко привязаны друг к другу. Неустойчивая полярность вызывает движение к равновесию.
В китайской традиции, исходящей от древней школы даосизма, также принято рассматривать все вещи, явления и события как состоящие из двух начал: пассивного, или женского принципа инь и активного, или мужского, принципа ян. Взаимодействуя, оба начала приобретают динамическую интенцию и несут в себе два вида энергии: инь и ян. Они взаимосвязаны таким образом, что, каждый принцип содержит в себе зародыш другого; кроме того, когда инь достигает своего максимума, начинает расти ян и наоборот. Взаимодействие инь и ян порождает жизненную энергию, называемую китайцами ци. Взаимодействие, взаимодополнение, взаимопоглощение, взаимосозидание инь и ян во всех вещах и явлениях – основной закон Пути (Дао).