Размер шрифта
-
+

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2 - стр. 5

Предполагается, что Разум возник вместе (одновременно) с так называемыми материальными частицами, являясь неотъемлемым свойством этих частиц и составляя вместе с ними единую субстанцию.

Поскольку биологические организмы, а также небиологические системы (физический вакуум, волны вероятности, элементарные частицы, газы, жидкости, минералы) обладают таким свойством, как реакция (от лат. re – против, actio – действие, то есть – противодействие), которое организмы и иные субстанции проявляют в ответ на воздействие извне, то можно предположить, что именно в способности к реакции проявлялись зачатки Разума. То есть Разум, или пра-Разум, возможно, первоначально проявлялся в виде простой способности к реакции и взаимодействию. И Разум, как способность реагировать на различные воздействия, в ходе Эволюции играл все более активную роль и совершенствовался. Разум являлся составной частью механизмов защиты жизни.

Любое вещество, любое существо есть результат взаимодействий. Так в течение многих миллиардов лет возникло великое разнообразие природных явлений, проявленных и непроявленных (метафизических) миров, биологических видов, людей, высокоразумных существ Тонких и других миров.

Таким образом, на вопрос, который еще недавно считался главным вопросом философии – что первично: материя или сознание? – можно ответить так: первичны и материя, и присущее ей сознание. (Главный вопрос теперь – в другом: из чего они возникли? Мудрецы древности считали, что Эволюция начиналась от чистого Духа, который, спускаясь все ниже и ниже, всё больше уплотнялся, принимая наконец видимую и постижимую форму, и становился материей [Блаватская, 1994, с. 518]. Однако такое объяснение недостаточно: нет ответа на вопрос, откуда появился Дух? Теория «большого взрыва» тоже ничего не объясняет.)


В философии индуизма с древнейших времен существовало понятие акаша, которое рассматривалось как первичная материя, тончайшая сверхчувственная духовная субстанция, из которой создано все сущее; эта изначальная субстанция есть дух-материя, или сознание-материя. Акаша считается Вселенским Разумом, Мыслеосновой Вселенной. Любое знание черпается из Вселенского, или Высшего, Разума, который восточные мудрецы называли Записями Акаши, а древнееврейские учителя – Памятной Книгой Бога [Блаватская, 1994, с. 32–33; Леви, 1994, с. 13].

Вопреки ортодоксальным, часто довольно противоречивым религиозным утверждениям об отделённости Бога от материального мира, уже в древности высказывались суждения о единстве Духа (Разума) и Материи.

Страница 5