Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 86

Мы видим и знаем, как обогащаются люди, начавшие жизненный путь без всяких средств. Видим, в какое страшное убожество повергаются люди, начавшие свою жизнь веселыми, обеспеченными, среди всякого обилия земных благ.

У истинного христианина совсем иной взгляд на те же самые явления. Он убежден, что все, все для тела и души, все от головного волоса до ногтя – в воле Божией. Если Господь не соблаговолит, то погибает самая плодотворная нива. Если Господь не соизволит, то зачахнут и погибают безвозвратно даже все душевные способности. Христианство советует человеку: в несчастье не опускать унылой головы, в счастье не восхищаться своими удачами, успехами и другими внешними отличиями. Христианство убеждает быть зорким и внимательным к себе и к другим. Присмотримся и прислушаемся к окружающим явлениям и условиям жизни. Кому из нас не приходилось видеть, как бурный вихрь неожиданно ломает в щепки и выдергивает с корнем крепкое дерево, между тем как слабый тонколистый тростник выносит и бурю и непогоду? Кто из нас с изумлением не останавливался при известии, что какой-либо счастливец земной сразу кончает свои дни? Подобные наблюдения указывают, что не человеческим мышлением, не бренными руками создана и поддерживается великая мировая жизнь, в которой мы меньше значим, нежели капля в океане вод, но всемогущей волей Божьей. Десница Божия простерта над нами.

Следовательно, искать устранения злополучий, человек может только в одном Боге. Прежде и паче всего человек, застигнутый бедой, должен прибегнуть к Иисусу Христу.

2

Своими мольбами Иаир, о котором говорит Евангелие, звал Иисуса Христа к себе в дом. Так же должен поступить и всякий христианин. Он должен молить Иисуса Христа войти в дом сердца, отягченного искушениями. Сердце наше во время страданий напоминает собой разбитый и расстроенный инструмент, из которого нельзя, при всем желании, извлечь правильного звука. Чем дальше течет время, тем звуки становятся еще глуше и фальшивее. Воссоздать полноту и правильность в сердце сильна лишь высшая сила. Эту силу называет христианство «благодатью», божественной помощью. Она подается и крепким духом, и самым слабым. Ангелы-хранители несут ее с неба человеку, обессилевшему под тяжестью искушений. Так в пустыне Ангелы Божии явились к нашему Спасителю в то время, когда Он изнемогал от диавольских соблазнов. Ангел Божий поддержал чашу для Спасителя во время Его душевной скорби в Гефсиманском саду. Ангел Божий укрепил на подвиг терпения бедного, болящего и презираемого Иова[97]… В доказательство этой сильной опоры, подаваемой человеку в невольной его борьбе, примеры в Св. Писании бесконечны. Спаситель показал нам даже молитву для призывания благодати в храмину своего сердца. Он сильно тужил и молился, молился и тужил… и из Его чистейшего сердца излились высокие звуки мольбы:

Страница 86