Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 85

Зная это, верующие люди в постигающих их болезнях усматривают нравственные причины, не устраняемые ни травами, ни маслами, ни диетой, ни другими способами лечения. В своем изнуряющем горе они и их друзья простирают свои мольбы к Врачу души и тела и от Него уповают получить облегчение и исцеление. Так поступать велит Закон Божий. Сегодня читаемое Евангелие начинается именно этой нравоучительной мыслью.

1

Во время земной жизни Спасителя Иисуса Христа в Иудейской стране жил богатый человек, занимающий самую видную в этой стране гражданскую должность. Его имя было Иаир. Он занимал высокое общественное положение, – однако в минуту горя, забывая земную гордость и ложный стыд, пришел к бездомному и бесприютному Иисусу и коленопреклоненно молил Господа отправиться в его дом.

Евангелие указывает христианину в Иаире добрый образец для подражания. Когда душа твоя ослабнет среди борьбы с различными искушениями, в безутешные дни, часы и минуты прибегай с мольбой к Иисусу Христу. Пред Ним, как Небесным Отцом, как Творцом всемогущим, излей, христианин, свою грусть и Ему принеси жалобу на лютые беды и напасти, которых избежать сам не в силах!

Малодушный человек в этом состоянии приходит в злое уныние и стремится к бездне отчаяния. Свое личное бессилье он одевает страшными проклятиями на злую судьбу, на недругов, на случайные обстоятельства. Такой человек походит в застигшем его горе на узника, который держит в руках своих ключ своей тюрьмы и, вместо того чтобы сделать себе выход к свободе, запирает себя еще крепче и, наконец, роняет и теряет свой спасительный ключ.

Другие люди, крайне себялюбивые, самоуверенные, полагают отвратить постигающую их напасть соображениями житейского благоразумия. Свою жизнь они размеряют чисто внешними отношениями. Если вслушаться в их мысли и в их решительные речи, то, например, болезни, моровое поветрие, бедность, нищенство, жизненные неудачи и утраты зависят от простых причин неосторожности, от неумения воспользоваться предохранительными средствами, заключающимися в самой природе и порядке вещей. По их воззрению, люди болеют от небрежного ухода за собой. Беднеют люди от ошибочного экономического расчета; люди страдают от неправильного строя нервов и т. д. Но что бы ни говорили, а закон высшей и непреложной Воли делает свое дело. Этот закон укладывает на болезненный одр человека, воспитанного со всей тщательностью питания и благополучия, и дает тянуть свое существование до глубокой старости какому-либо горемычному нищему, родившемуся в подвале и курной избе и всю свою долгую жизнь борющемуся с бедами, подобно рыбе, задыхающейся под толстым наслоенным льдом!

Страница 85