Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 68

Христос перед своими страданиями молился, чтобы все Его ученики и последователи объединились друг с другом взаимной любовью. Эту заповедь о взаимной любви в особенности уяснил и преподал верующим св. апостол Павел. Он, обращаясь к христианам, говорил: «Вы составляете члены одного и того же тела: “едино тело есмы о Христе, а по единому друг друга уди”» (Рим. 12. 5). Как члены в теле, несмотря на разность назначения, помогают и поддерживают друг друга, так и на свете люди всякого состояния и всех сословий одни для других необходимы. В Божьем мире лишних, безненужных людей нет. Каждый из нас обязан восполнять недостатки и нужды другого. Такое назначение дано Господом человеческому роду; для этой цели и даны Им таланты, каждому по силе.

И всем нам должно быть понятно, каким бесчестием покрывает человека праздность или леность. В книгах, написанных св. отцами и учителями церковными, люди праздные приравниваются к уродливому наросту на теле, бесполезно потребляющему его соки; «люди бездельные, – говорит св. Димитрий Ростовский, – это шмели, похищающие мед у трудолюбивых пчел, – это чужеядное растение, отнимающее у дерева питательные его соки; это – тяжелые камни, разбросанные по плодородной ниве, занимающие место и не дающие растить полезные произведения»[87].

Более всех пороков Слово Божие внушает бояться безделья и праздности. Они губят нашу душу и лишают вечного спасения. Приметьте, – праздный человек всегда почти лжец; он же хранитель всяких нелепых слухов, сплетен, злых толков и перетолков. У рабочего человека время рассчитано; оно для него дороже денежного капитала. Если бы все матери повнимательнее были к воспитанию детей, если бы все домохозяйки усерднее были к своим обязанностям, то пересудов на свете было бы меньше, следовательно, и наше общество более подходило бы к заповеданному Иисусом Христом уставу. Кто любит труд и привык занятия считать уроком своей жизни, того не коснется скука, не повлечет она его к невоздержанности. У трудолюбивого человека всегда есть дело, всегда есть полезное занятие. Его место или дома за работой, если же он вне дома, – то вызван работой. У человека же праздного всегда досужно время на час, называемый безвременным отдыхом, и на многочасовое гостевание. На этом-то безделье являются разнообразные искушения и соблазны, готовые отнять невинность и честь у беспорочного юноши, у невинной девицы, готовые из души взрослых мужчин и женщин сделать вертеп разбойничьих помыслов и распутных желаний.

Истинный христианин вполне должен быть тружеником с утра до вечера. Только «трудящийся да ест»(ср. 2Фес. 3.10), – говорит св. ап. Павел. Честный труд – это плотная дверь, которой человек закрывает вход к себе непримиримому нашему супостату – диаволу! Труд – это оброк и истинная подать за грехи наши, за грехи родителей и детей наших! Над нами благодать Божья: она даст нам силы приумножать таланты, которыми нас наградил без нашей заслуги Господь, каждого по силе и способностям. Аминь.

Страница 68