Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 70

В этих словах представляются общему вниманию два обстоятельства, способные доставить всем нам спасительные размышления.

1

Иисус, наш Спаситель, вошел в пределы страны Тирской и Сидонской прежде, нежели женщина-мать хананейская пришла к Нему, чтобы искать в Нем себе помощи. Этим обстоятельством евангелист или, точнее сказать, Дух Божий дает нам узнать, что Бог предваряет нас Своей благодатью в делах нашего спасения. И действительно, всякая душа до своего обращения к Богу находится в состоянии ослепления, повреждения, оцепенения. Душу нашу можно назвать язычницей, удаленной от Бога и чуждой Его закона и заветов. Душа наша – идолопоклонница, которая живет вне общества истинных израильтян, живет вне духовного общения с чадами Божьими, любит суету мирскую и дружит с тирянами и сидонянами мира. Жизнь этой души изобразил ап. Павел. Закон ее – обычай века сего; мода ее – Евангелие; что листок газетный или сплетня ей скажет, то и на сердце ляжет, «по внушениям духа, действующего в сынах противления». (Еф. 2. 2). Такая душа – своенравна, капризна, упряма. В ней при таком состоянии нет стремления к достижению духовного, идеального, Божественного. И если бы Бог, по Своему неизреченному милосердию и человеколюбию, не искал ее Своей благодатью, то сама она не решилась бы никогда искать Бога покаянием и обращением, ни сердцем, ни умом, ни волею, ни чувствами.

2

Второе обстоятельство, достойное внимания в повествовании настоящего Евангелия, есть то, что для возбуждения в душе молитвы, упований и веры Бог употребляет крест или скорби.

«Господи, помоги мне! Дочь моя жестоко страдает»(Мф. 15. 22), – говорит Иисусу хананеянка.

Вот орудие, которым Бог обращает заблудшую душу на путь молитвы и веры. По премудрому усмотрению, Бог попустил дочери страдания тяжкой болезни. Всякая заботливая мать может себе представить, какое тяжкое горе испытала хананеянка. Но эта скорбь заставила ее войти в себя и подумать, как облегчить удручающее несчастье. Это материнское горе заставило ее идти к Иисусу, как к единственному Врачу, Который ей может помочь. Если бы не случилось этого несчастья, если бы Бог не посетил ее столь чувственной печалью, она никогда не подумала бы выйти из состояния язычества и осталась бы навсегда между тирянами и сидонянами.

Но когда рука Божия отяготела над ней, она увидела себя в таком бедствии, от которого одна только благодать Божья может ее избавить. Тогда она решилась идти к Иисусу, о Котором, вероятно, она слышала и до того времени. Тогда сердце ее исполнилось живой веры и несомненного упования. Тогда в устах ее открывается молитва простая, но задушевная: «Помилуй меня, Господи!» (Мф. 15. 22).

Страница 70