Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 66

2

Вот и еще группа людей. Они также с сердцем, в котором место занято любовью. Они ограничивают свою сердечную расположенность только некоторыми избранными, а всех прочих не удостаивают даже ласкового внимания. Эта любовь нечиста в глазах Божьих. Под ней скрывается самолюбие. А что такое самолюбие? Блажен. Августин[85] отвечал: «это змея в красивой наружности с прикрытым жалом»[86]. Такие люди не любят других, но любят только самих себя в других.


Попробуйте коснуться неосторожно их любимой, но ложной мысли, – сейчас же чувствуете, что змея простирает свое жало, чтобы уязвить неосторожного равнодушием, злопамятством, злоречием, даже неприязнью. В этой группе вы видите таких, которые благодетельствуют до тех пор, пока любимцы поблажают их страстям, дают пищу их самолюбию; в противном случае стрелы вражды и ненависти поражают прямо в сердце прежде искренних друзей.

Нет, такая любовь не христианская, потому что она не всецелая, не всеобщая, не бескорыстная.

Откройте Евангелие и сами прочтите о книжниках и фарисеях. Они имели свой круг, где были и взаимные услуги, и расположенность к любившим их, но кто более их обижал сирот и вдовиц? И не сердце ли книжников и фарисеев пламенело адской злобой к нашему Господу, – злобой, употребившей все усилия умертвить их обличителя – Сына Божия? И евангельский богач приятно проводил время в кругу своих друзей и знакомых. Очень вероятно, что и благодетельствовал им по своим видам. Но чье равнодушие, чье презрение к бедности собрата было причиною смерти беспомощного, бездомного, бессильного Лазаря(ср. Лк. 16.19-31)?

Ап. Иаков наставляет о сердце человеческом: «Смотрите, братия, течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3. 11).

Истинно христианская любовь соединена с самоотвержением. Св. ап. Павел ее определяет отличительными чертами самоотвержения: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит и не помнит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, все покрывает, все терпит» (1 Кор. 13. 4–7).

Любовь, – животворное начало христианской деятельности, – обращается в яд, мертвящий душу, если сосредоточивается на каком-либо по своекорыстным побуждениям. Ужасны такие люди: они способны в один день целовать руку, а в другой – заушать по лицу одного и того же человека.

Любовь, благожелательная к своим любимцам, но отказывающая в помощи незнакомому бедняку, вместо венца небесного принести может цепи вечные.

Любовь, благодушно оплакивающая неудачи и болезни и скорби друга, но в то же время зложелательная, к недругам, – несовершенная любовь. В ней нет света, а следовательно жизни.

Страница 66