Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 18
Итак, Евангелие указывает первый способ обращения на истинный путь веры, – это освобождение души от грубых предрассудков и искание в любви и в жизни не наружного блеска, но внутренней ясности. Доброе сердце – вот самая христианская мера нравственности, как нашей, так и других людей.
Самарянка стала слушать Иисуса Христа. Он ей говорил о живой воде. Внимая словам, она не понимала содержащейся в них мысли. Речь Спасителя вся была направлена к тому, что жажда души удовлетворяется только силой благодати Божией, которая непрестанно течет и напоевает открытые ей души. Все обыкновенные предметы наших страстных желаний непостоянны, суетны и, большею частью, обманчивы. Почести, преимущества, слава – это вода, которая, сколько бы ее ни пили, не может навсегда утолить жажды сердца. Чем выше положение человека, чем громче слава, тем ненасытнее становится пристрастие к ним. Все чувственные удовольствия и наслаждения также похожи на воду, которая испаряется и исчезает. Потому-то Спаситель сказал: «всяк пияй от воды» этого непостояннаго и суетливого мира «вжаждется паки. А иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4. 13–14).
В этих словах Спаситель разумел силу благодати Божией. Она уму дарует мудрость, сердцу – мир и довольство, правду и истину. Кто пьет такую воду, тот ни взалчет, ни возжаждет вовеки. Нужно со стороны человека крепкое желание приобрести и усвоить себе благодать. Уже одно это желание очищает человека, выделяет его из среды пошлости и житейской бесхарактерности.
Иисус Христос своей речью умел возбудить в чувственной самарянке добрые и высшие стремления, но одно желание часто остается лишь только пронесшейся в душе мечтой, сладкой грезой. Это улетучивающийся, легкий аромат, это метеор, пронесшийся невозвратно во мгновение по небу души. Для нашей веры нужно нечто большее. В самарянке вера усугубилась, когда Христос изобразил пред ней пошлость, пустоту прошлой ее грешной жизни.
– У тебя было пять мужей, у тебя и теперь на душе неправда, у тебя слово не то, что дело. Вся твоя прошлая юность и уходящая безвозвратно молодость, все это – страсти.
Самолюбие уязвлено больно, но самарянка не стала ни защищаться, ни оправдываться. В ней любовь к правде и истине подняла покров прошлой жизни. Она сказала смиренно: – «Господи, вижу, что ты Пророк» (Ин. 4. 19). Так и у нас. Под покрывалом себялюбия все у нас, по-видимому, благополучно и правильно, но достаточно поднять этот занавес, как там окажутся: зияющая пропасть пороков, нравственная нечистота, стыд и ужас.