Размер шрифта
-
+

Словарь-справочник по социологии - стр. 41

. Белл и С. Липсет. Приобрели популярность И. Кристол, Р. Нисбет, Д. Мойнихен в США, Г.К. Кальтербрунер в ФРГ, А. Бенуа, П. Вьяль во Франции и др. Причину такого поворота многие авторы видят в кризисе социал-реформистской модели общественно-экономического прогресса, которая утратила свою способность решать назревшие проблемы адекватными средствами. Активное вмешательство государства в сферу экономики породило эффект “перегруженного” государства, нарастание бюрократической регламентации всего и вся за счет снижения личной инициативы, предприимчивости и конкуренции. Нарастание социального иждивенчества “низов” ослабляло стимулы к тру-ду. Профсоюз стал все больше выражать корпоративные интересы, а не всего общества. Государство стало громоздким и неповоротливым, перестало эффективно выполнять свои функции стража общественного порядка, борьбы с преступностью, вседозволенностью. Возникла угроза самой демократии на Западе. Адаптация к новым условиям западного общества позволила выдержать кризисный натиск 1970-х гг., а индустриальное общество оказалось устойчивым. Революции на Западе не произошло. Вместо этого наметился переход к обществу новой, постиндустриальной цивилизации, сравнимый лишь с аграрной революцией и промышленным переворотом прошлых веков.

ЗАПАДНИЧЕСТВО. Направление русской общественной мысли, оппозиционное к идее самобытности. Западники в узком смысле – влиятельное идейное течение русской общественной мысли 1840–1850-х гг., порожденное активными поисками ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг на пути социального прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное. Он должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию.

Сторонники З. высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Авторитетами для них были гуманисты эпохи Возрождения, французские просветители, немецкие философы XIX в. Г. Гегель и Л. Фейербах. Наибольший вклад в осмысление, развитие и пропаганду важнейших идей З. внесли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. З. подготавливало буржуазно-демократические преобразования в России (свобода слова, отмена крепостного права и др.). Высокая оценка западниками достижений европейской цивилизации вовсе не означала, что они не были патриотами России. Напротив, их мировоззренческая позиция определялась единственным мотивом – помочь своей стране выйти на путь общечеловеческого прогресса, не дать ей замкнуться в узких рамках пресловутой национальной самобытности. З. как течению общественной мысли были присущи свои внутренние противоречия и непоследовательность.

Страница 41