Размер шрифта
-
+

Словарь-справочник по социологии - стр. 40

ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВА. Особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия, взаимодействия и сотрудничества, существенного сближения принципиальных позиций и согласования общих усилий на базе решения конкретных проблем. Е. о. – мощный фактор ускорения прогресса общества, укрепления целостности и силы государства. Отсутствие Е. о. общества в современной России – серьезный тормоз на пути ее выхода из глубокого кризиса.

З

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ. Законы, выражающие глубинные, сущностные, необходимые связи между социальными явлениями. Классификация З. с. может быть проведена по различным основаниям. По степени общности они могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого; и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления З. с. подразделяются на динамические и статистические. Первые выражают жесткую однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА. Модель, сложившаяся в 1940–1960-е гг. на основе массового производства и потребления, массовой культуры, породившая особую идеологию, в основе которой лежали принципы дисциплины, исполнительности, авторитарного руководства в системе производства. Это общество стало предметом критики представителей различных направлений западной социологии. В конце 1970-х гг. в Англии вышла книга Ф. Хирша “Социальные пределы роста”. В ней автор показал, что свободный рынок формирует индивидуальные потребности и потребление однобоко, придавая им во многом иррациональный характер. Тем самым создается ситуация, которая с необходимостью требует общественного вмешательства, включая государственное регулирование. Ф. Хирш использовал для обозначения этого феномена понятие “невольный коллективизм”. Кризис 1970-х гг. привел к крушению старого мирового экономического порядка, рассчитанного в первую очередь на условия национального хозяйства, ускорил трансформацию и интеграцию национальных хозяйств в единую мировую экономику. Страны Запада обеспечили себе выход к новой модели энергосберегающей экономики, к революции в управлении производством (микроэлектроника, информатизация), стабилизации экологической ситуации. Одновременно на Западе неожиданно для многих стали набирать силу так называемые новые правые интеллектуалы – экономисты, философы, социологи, политологи. В 1974 г. Нобелевскую премию по экономике получил ортодоксальный неолиберал, экономист, австрийский философ Ф. фон Хайек, а в 1976 г. Нобелевским лауреатом по экономике становится архитектор монетаристского, антикейсианского направления в политэкономии М. Фридман. Перешли на эти позиции столпы американской социологии

Страница 40