Слова: сказанные и прочитанные - стр. 50
Потребность в «вождях» – элите со стороны масс заполнили интеллигенты-народники с их религиозным самоотвержением жертвенности, что соответствовало ментальности православия. Аналогичные явления происходили и в Индии, на основе доктрины ненасилия Ганди. При сохранении статуса жертвы. Сам Ганди считал необходимым иметь статус жертвы и приобрёл его. Он был убит фанатиком.
В России и сейчас идёт процесс размежевания культур: западной (либеральной) и массовой, низовой (условно «православной» – в виде симбиоза остатков советской культуры, профанации церковных установлений, народных полуязыческих верований и «неверия» на инстинктивном уровне; до сознательного атеизма общество ещё не доросло.).
Попытки консолидации русской культуры на основе православной идентичности предпринимаются средствами средневековой методологии. С упором на мистицизм веры, но православие показало своё бессилие в попытках противостояния с западным католицизмом и протестантизмом как основы динамического развития общества и государства. Оно всегда ориентировалось на охранительные функции общества. Свою общественную и экономическую активность демонстрировали, в основном, старообрядцы (Волжский регион). Промышленниками в России, как правило, были иностранцы (немцы, англичане др.). Именно поэтому, государство вынуждено было взять на свои плечи всю тяжесть промышленного развития страны. До сих пор частный бизнес неохотно вкладывает капитал в отечественную промышленность.
Языческие религии (в том числе и иудейская) имели бога – творца. Остальные боги – качества (стихии) сопровождали его, сливаясь со временем с ним частично. Возможно поэтому иудаизм, а затем и христианство с такой скоростью распространились по языческому миру. В силу качественной близости? На Востоке в Индии оно не привилось – там бог-творец был быстро оттеснен на второй план Шивой и Вишну. В Китае – бог-творец вообще отсутствовал. В регионах с господством шамаистских верований христианство также не получило распространения.
Буддизм – религия ухода от мира.
Гностицизм – религия «заброшенности» в мир зла и стремления уйти в истинный мир света.
Христианство – религия господства над миром, вытеснения в мир вследствие грехопадения. Но мир благ, по определению, как творение Бога.
Общим для них является признание человека как индивида, обращение к конкретному человеку, а не к обществу в целом, как у язычества. Оно стало усваивать индивидуалистические тенденции только при разложении своих институтов.
Идеальное, очевидно, играет определяющую роль для одного человека в его отношении к миру, планированию его деятельности. В определённых обстоятельствах (особенно, в условиях достаточно развитого экономически общества) идеальное в сознании и деятельности может в значительной мере игнорировать (до определённой степени) роль и значение материального (религиозный фанатизм, одержимость той или иной идеей). То же может справедливым и для групп и достаточно локальных обществ. Особенно, существующих в условиях противостояния с окружением (общины ранних христиан). Но для обществ достаточно крупных, очевидно, интересы материального доминируют над идеальными устремлениями. Особенно, в долговременной перспективе. Общество должно «выжить».