Размер шрифта
-
+

Слова: сказанные и прочитанные - стр. 52

Ритуальная ответственность определяет качество загробной жизни, загробного воздаяния у язычников (см. Светлов Р.). Безответственность отдельного члена общины приводит к возможности потрясений для жизни всей общины. Наказание (жертва) снимает угрозу для всей общины. Христианство унаследовало эту схему ответственности, сведя её к всеобщности для общества единственной жертвы Христа. Грех индивида влечёт лишь индивидуальное воздаяние и наказание. Община как коллективная структура не затрагивается (в принципе). Её ответственность за ритуальное поведение индивида элиминируется. Т. е. христианство делает решающий шаг к выделению индивида из общины на сакральном уровне. Остаётся лишь экономическая вовлечённость в жизнь общины, но при сохранении, часто, языческой социально-нравственной традиции. Её абсолютное значение в жизни человеческих сообществ постепенно исчезает. Но процесс не закончен до сих пор.


Христианство актуализирует в общественном знании проблему «тайны» («тайного знания») в её историческом развёртывании. Намёки на наличие и развитие её содержатся в откровении. Откровение – намёк на решение, но не само решение. Смысл истории, исторического движения, придаёт именно существование внеисторической тайны (неподвижной, абсолютной тайны – истины Бога), но не имманентно присущей самой истории. Тайны будущего определяются тайнами прошлого. Точнее, вневременной тайной, через их разгадку. Отсюда интерес к пророчествам. В старину люди были «ближе к Богу» – источнику «тайны» и, следовательно, были лучше посвящены в тайну.

Вера – «действие в нас благодати» (Климент Александрийский).

Бог для христиан стал внутренним смыслом существования, стержнем индивидуальности, его сущности. Вера – удостоверение наличия в нас «искры Божьей» (гностицизм), результат действия св. Духа.

«Вера – сокращённое знание». (Климент Ал.). Вера – высочайшая степень правдоподобия объяснения мира, его мифа.


Вера – «свёрнутое знание». – она изначальна. «Без упреждения того, что желательно, как признать в найденном искомое» (Климент Ал.). Вера предшествует разворачиванию знания. Доказательства ослабляют веру, – «очевидность ослабляется доказательствами» (Цицерон). Откровение даёт абсолютность оценок. оно выше разума. Ср.: современное отношение к Просвещению, которое исходило из абсолютности оценок разума. Но признание наукой относительности оценок испугало общество. Его коллективное бессознательное требовало абсолютности оценок бытия. И общество повернулось к фидеизму.

Но откровение одновременно раскрытие, символическое разоблачение сверхсущего нечто, удостоверение его существования (ср. с апофатической позицией Василида). Это можно рассматривать как своеобразное проявление чувства несамодостаточности, комплекса неполноценности. Абсолюту нужно подтверждение своего существования, смысла своего существования, через реакцию «иного», в качестве которого выступает дольний мир. Высшему «нужна» любовь земная. И посредником, вызывающим реакцию такого рода является откровение (в христианстве через деятельность св. Духа). Ср.: Бытие и есть откровение. Человек через свой разум обязан его постигать, усваивать (Климент Ал.).

Страница 52