Размер шрифта
-
+

Слова: сказанные и прочитанные - стр. 49


С точки зрения формирования ИСС можно представить следующий механизм:

ИСС связано с формированием в мозгу некого центра, достаточно локализованной группы областей мозга, состоящей из формирующих картину мира области коры головного мозга и собственно центра, управляющего возбуждением и организацией структурой этих областей коры (концентрацией их направленности). Этот центр скорее всего расположен в глубинных структурах мозга, относящихся к наиболее древним его частям. (Концентрация на жизненных приоритетах – это вопрос выживания не рода, но вида. Кора головного мозга – лишь исполнитель «указаний» этого центра.) Формирование такого рода центров – процесс, определяемый генетическими факторами. Гения нельзя вырастить. Он либо есть, либо нет. Хотя бы в потенции.

Но, очевидно, можно управлять функционированием и направленностью действия этого глубинного центра. Извне – путем внешнего воздействия, – шоковым воздействием любого рода, изнутри – путём направленного изменения внутреннего психологического состояния через различного рода религиозные психологические ритуалы и процедуры, молитвы, сосредоточения, трансовые состояния и т. д.

Изменения состояния управляющих центров ИСС есть процесс всегда динамический. Но он может протекать как достаточно медленно, так и быстро – «скачком». Ср. медитации чань-буддизма Северной школы Китая, исихазм православия и «внезапное просветление» («дунь у», «сатори») южной школы Чань. Или озарение ап. Павла по дороге в Дамаск.

Тренинги могут формировать, стимулировать развитие такого рода центров ИСС как на временной основе (эффекты массового сознания – см. психологию толпы), так и на постоянной, преимущественно, индивидуальной. Всегда есть талантливые одиночки. И в религии, и в искусстве.

Управляющие центры всегда «готовы» в потенции. Но природно стимулированы они лишь у одиночек – гениев.

Религиозные общности – более широкое поле для самоидентификации, чем этнические или государственные образования /см. Хандингтон/. Впервые обозначил это ап. Павел. Причем, не столько в рамках «объединения народов», но в конфронтации с традиционными институтами. Для семейных традиций впервые это провозгласил Христос, причем, в весьма категоричной формулировке /для Европы/.


Проблема России (и аналогичных культур) в том, что её элита сформировалась не на национальной почве, а целиком на заимствованной (французской, немецкой). Причём смена приоритетов происходило через достаточно исторически кратковременные промежутки времени. Т. е. ни в одной из своих «ипостасей» она не имела достаточной возможности быть усвоенной на подсознательном уровне. Она всегда ощущалась «внешней». Разочарованием для русской элиты было непринятие её в качестве равноправной со стороны Запада, а бедой для страны – отвержение её со стороны основной массы населения.

Страница 49