Слова о воспитании - стр. 3
Давайте хранить древнее благочестие. В каждом доме Евангелие надо иметь, читать его каждый день, испытывать все свои дела перед тем, как что-либо предпринимать: во грех будет или в правду. Надо любить Бога, любить святых, посты, Церковь, любить ближних. Молодой, способный к труду – не будь тунеядцем. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Эта заповедь говорит не только о материальных благах, но и о духовных. Потому что труд надо прилагать и в молитве, и в посте, и в терпении, и в болезнях. Надо приучать себя к такому труду, чтобы всегда помнить о Боге.
Многие из нас не знают, что такое смирение, многие не хотят работать, матери не хотят воспитывать детей, не хотят многие терпеть скорби – и поэтому мы сами себе готовим вечное осуждение. Поэтому давайте смирим себя, будем за всё благодарить Бога (и за скорби), будем трудиться, терпеть всё.
Каждый должен на своем посту, в своем чине трудиться по совести. Судья – суди по правде; воин – неси службу честно; если ты начальник – начальствуй по правде, не бери никаких подарков, суди по справедливости, приучай всех к добру, к труду, к воздержанию; учитель – учи тоже добру и истине. Если ты жена – храни верность мужу, рожай и воспитывай детей, учи их христианскому благочестию. Пусть пятнадцать детей Бог тебе даст, всех воспитаешь с помощью Божией. Убивать детей нельзя. Не желаешь рожать – живи девой, молись, никто с тебя не будет спрашивать, почему у тебя нет детей.
Правила благочестия надо держать в уме своем. Надо соблюдать святые посты, потому что кто не соблюдает пост – отлучается от Церкви. Есть 69-е апостольское правило, которое гласит: «Если епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец не постится в среду и пятницу и в дни Святой Четыредесятницы, будет извержен из сана, а мирянин – да отлучен от Церкви».
Известно, что только Ной с семьей спасся… Погибло всё допотопное человечество, только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. До сих пор на горе Арарат в Армении, во льдах, стоит Ноев ковчег, огромный деревянный корабль, немой свидетель страшного наказания Божия за беззакония человечества, и служит людям предостережением: если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3). Ученые ищут причины этого уникального, неповторимого происшествия в законах природы. А причины – в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли