Скифы-арии или арии-скифы - стр. 26
Сокол
По рассмотренным версиям мифа о земной оси, памятуя о доводах приведенных в НГС, можно судить о высоком статусе сокола, как части солнечного культа ариев и их потомков-скифов. Сокол, если не главный сакральный земной, умозрительно связанный с солнцем (небом), объект, то самое священное животное ариев и скифов: в начале строительства мироздания предки воспринимали гору, как место соединения земли с небом и солнцем, может быть позже, взобравшись на неё (гору), они выяснили, что причина всего живого на земле находится ещё выше (горы), куда долететь под силу только соколу, который и был посланником солнца и посредником во взаимоотношениях светила с людьми. Так как на гору Белуху без снаряжения забраться более чем затруднительно, а скифы-кочевники обыкновенно жили в степи, более вероятно, что сокол (орёл и подоб.) сразу воспринимался посланником солнца. Сокола, из древнерусской традиции, и гору Меру индоариев связывают древнерусское же божество Семаргл и практически с теми же функциями древнеиранский соколоподобный, царь птиц Симург (СеМаРгл-СеМуРг-СуМеР-МеРу), имя которого в Авесте – марэго саена или сокол мару-Меру (саена-сокол, мару-гора, санс.). Здесь нельзя не отметить непонятные затруднения, при определении происхождения имени древнерусского божества Семаргла. Сакральность сокола – связь с солнцем (небом), горой и деревом – можно распознать уже по его (и ему подобных) названиям:
сокол – с КОЛом, коло-солнце у скифов и др.русов (росов), к(х)ели-солнце на санскрите;
сарыч – с АРом (с солнцем), биологически не самый близкий родственник сокола, но соколообразный;
сапсан – сап-сан, соп(ка) – изначальное обозначение вулкана и кургана, сан-саена-сокол, авес.– от солнца (сонце, слав., sun, англ.-сан)*;
саун, сиена – сокол на санскрите, о связи с солнцем чуть выше;
сангар – сан-гора (солнце-гора) – сокол на тюркском (казахском) ;
балобан – связь со священными горами Алтая (Белуха, Балонак и подоб.), что согласуется со старым русским, сибирским названием – большой сокол и просто большой, на персидском и тюркских языках, что является поздним осмыслением слова-обозначения птицы (БАЛонак – БАЛобан – большой)**;
турун – тур-ан – сокол на алтайском, тур-гора, ан-небо, или Туран (Тархан);
турумти – та-арим-та, Арим-гора (см. ниже);
кречет – КРеСТ– символ солнца, кроме того, креч(ет) – обратно трк (Тархан);
лаггар – лока-гора, лока-обитель богов на Меру (Индралока);
каракара – кур-кур, название красноречивое (или см. горы Карокорум, карка-камень, чит.гора);
чеглок – сак-лока (сак см. ниже, лока выше);