Скифы-арии или арии-скифы - стр. 28
Коль зашла речь о родственных соколоподобных (соколообразных), в числе которых, например ястреб (ас-треба, треба-жертва – трг(ж) обратно – Тархан), стоит отдельно сказать об орле. Мифическую, якобы вымышленную, хищную птицу алерион, средневековые, западноевропейские писатели связывали с Индией. С индийским происхождением они наверное были правы, а вот с её вымышленностью, не совсем – нетрудно заметить незначительную трансформацию – АЛЕРион-ОРЁЛ или АлеРиоН-(х)ОРНо (орёл, и.е.). Ко всему, из алериона видны скрытые в орле (как в птице, так и слове-обозначении), сакральные связи, в том числе с мировой горой: АЛЕрион – алая (обитель, см. Алатырь), А-лары-ан (лары-боги, этрус., ан-небо). В поддержку: ХОРно (орёл, и.е.) – Хара (гора), при том, что орёл – (х)орно (и.е.), гала-орёл (санс.), Алерион – Гаруда – священная птица непосредственно связанная с горой Меру (орно-гала – Алерион-Гаруда). Именование Гаруда и ещё одно санскритское обозначение орла – гридхра, озвученные сакрально (обратно) проявляют связь с другим названием птицы – беркут (Гаруда – обратно Тархан – Перкун – беркут). Беркут, в свою очередь, также не скрывает своей связи с мировой горой, через священное дерево, пусть в тюркской версии – Байтерек. Кстати о тюркских версиях, как утверждают, тюркский сокол – сангара – санМеру – Сенмур (авес.). Родственные орлу – гарпии, несмотря на то, что в сакральном измерении, в виде полудев-полуптиц, охраняли подземный Тартар, вполне вероятно прибыли с вершины мировой горы – имена главных гарпий Аэлла и Аэллопа (алая – обитель на Меру). Интереса ради, обращает на себя внимание имя третьей гарпии Подарки, которое можно представить как «под солнцем» (арка-солнце санс.) – практически сокол (со коло – с солнцем), а другое её имя – Келено (Коло-ан или кхели-ан, кхели – солнце и птица, санс).
Памятуя о том, что сакральные слова-значения, как правило, строились через звукоподражание, можно предложить следующие рассуждение и умозаключение. Сокол издаёт звуки, воспроизводимые как «кле(и)к», или попросту клекочет, чему соответствуют (др)русские (скифские) сокол (КЛёк-соКоЛ) и кречет (КЛЕкоЧЕТ). Названия соколов и соколоподобных в других языках – продукты дальнейших трансформаций. Кроме того, самоназвание скифов – сколоты – с колом (с солнцем) – со колом – соколы – показывает высокую, если не уровня солнца, то следующего, сакральную значимость этой птицы в их мировозрении. К месту (примечательно и важно), сакуна – хищная птица (санс.) – сак-ан (ан-небо) – саки – скифы – сколоты – сокол. Здесь, с учётом проделанных в этой работе (и НГС) изысканий, можно сделать предположение, весьма смахивающее на утверждение. При том, что общеарийское, а может статься предшественников, слово солнце – АР(РА) проистекает от восклицательного междометия (см. НГС), у скифов имел место параллельный вариант – коло (солнце), построенный на представлении о соколе, как ипостаси солнца и обозначенным через звукоподражание звукам, издаваемым этой птицей (КЛек-КоЛо-сокол – именно в таком порядке). Кстати, клекот, это крик, от которого круг – солнце (КЛеК-КРиК-КРуГ). В санскрите эта связь прослеживается, но менее явно и изрядно запутанно: один из множества вариантов обозначения солнца – ансу, сокол – саун и сиена – обратные ансу (сакральное звучание ансу – саун). Ещё один вариант санскритского обозначения солнца – кхели, в котором угадывается соколиный крик – клек (кхели-клех-клек). По тому, что в санскрите наличествует связь обозначений солнца и сокола и, отличная от неё, солнца и клекота, но нет связи природного источника этих звуков (сокола) с издаваемыми им звуками (клекотом) – можно сделать вывод о первичности скифских коло и сокол. О высоком статусе сокола и воплощении им солнца свидетельствует, наследованный от племён скифского круга, древнерусский бог Хорс, из сакрального имени которого легко раскрывается близость бога к народу, его почитающему, его (бога) принадлежность к мирозданию, построенному самим этим этносом, без заимствований извне: солнце (хоро или коло), крест (древний символ солнца) и сокол-кречет в одном имени (соКоЛ-КоЛо-ХоРоС-КРеСТ-КРеЧеТ). Кстати, здесь видно, что умозрительно сокол изначально это крест, как символ солнца, затем с ним ассоциировали серп (месяца или формы орудия), и много позже трезубец. Хорс у древних русов (росов) несомненно от скифов – кроме того, что из предшествующих изысканий больше не от кого, об этом сообщают древние же греки (Геродот), называвшие его Аресом (Хорос-Арес) – для сравнения гора Эльбурс ранее называлась Харбурз (или это более сложное схождение: солнце – Ар – арий – Арес; солнце – сокол – клекот – кречет – крест – Хорс; солнце – клекот – коло – хоро – Хорос; ар-коло-хоро – Арес-Хорос). Среди известных скифских (и скифского круга) царей многие имели имена, как непосредственно означающих сокола: Сколопит, Сагил, Скил, Скилур, Скопас (скопа тоже сокол), так и опосредованно, например Фарнак, Ариафарн, где фарн – божество-сокол (кстати, фарн – тарн -Туран – Тархан).