Размер шрифта
-
+

Сказки на ночь для юных бунтарок 2 - стр. 13

ВИРДЖИНИЯ ХОЛЛ

Вислава Шимборская

Поэтесса

Давным-давно одна маленькая девочка протянула отцу листок бумаги. На нём она написала стихотворение. Отец надел очки и стал очень серьёзно рассматривать кривые буковки. Потом кивнул, полез в карман и достал монетку. «Хорошее стихотворение, Вислава», – сказал он, протягивая её дочери с улыбкой.

Дома у Виславы было полным-полно книг. Она читала всё, что можно, и всё детство писала стихи. Семья была не богата, зато счастлива, в доме всегда звучали весёлые разговоры и смех, и там было много книг и кошек.

С началом Второй мировой войны всё изменилось. Немецкая армия во главе с Гитлером захватила Польшу, родную страну Виславы, когда ей было шестнадцать лет. Это было ужасное время для людей в Польше. Многие были депортированы, а интеллектуалов часто казнили. В оккупированной нацистами Польше не было места для поэтов: работа Вис-лавы, её свобода и даже её жизнь были в опасности. Она устроилась железнодорожником, но тайно продолжала писать и выжила.

Спустя годы она сочинила стихотворение о Гитлере: в нём она представила, что он милый малыш, «маленький человечек в своём крошечном пиджаке». В конце концов, когда он был ребёнком, никто не мог представить, кем он станет, когда вырастет. Люди любили её поэзию, потому что она была удивительной. Вислава писала просто и красиво о самых разных вещах: «стулья и печали, ножницы, нежность, транзисторы, скрипки, чашки». Она находила веселье в самых неожиданных местах.

Когда она получила Нобелевскую премию по литературе, то пошутила, что это всё потому, что у её подруги есть «волшебный диван». Если на нём посидеть, то получишь премию!

2 ИЮЛЯ 1923 – 1 ФЕВРАЛЯ 2012

ПОЛЬША

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЗОСИ ДЗЕРЖАВСКОЙ


«В КАЖДОМ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕЩЁ ОДИН ВОПРОС».

ВИСЛАВА ШИМБОРСКАЯ

Гаэ Ауленти

Архитектор и дизайнер

Жила-была девушка, которая терпеть не могла развалины. Вторая мировая война разрушила её школу и другие места и здания, которые она любила. «Когда-нибудь я отстрою всё заново», – пообещала она себе. Её звали Гаэ. Когда война, наконец, закончилась, Гаэ училась на архитектора. В то время в архитектуре заправляли мужчины, и она была одной из всего лишь двух женщин в классе на пятьдесят человек.

Но её нелегко было обескуражить. После окончания университета она стала одной из немногих женщин-архитекторов, которые заново отстраивали Италию после войны.

Гаэ рассматривала архитектуру как средство управления пространством с помощью света. Когда ей предложили превратить старый железнодорожный вокзал Орсе в Париже в музей, она решила затопить его главный зал естественным светом, проходящим через стеклянный потолок. В салоне Оливетти в Буэнос-Айресе в Аргентине она создала лестницу с печатными машинками, которая благодаря зеркалам, кажется, уходит в бесконечность.

Страница 13