Сказать почти то же самое. Опыты о переводе - стр. 38
Поэтому в поэтическом тексте перед нами будет лингвистическая субстанция (воплощающая ту или иную лингвистическую форму), но также, например, субстанция метрическая (воплощающая ту или иную метрическую форму – скажем, схему одиннадцатисложника).
Но говорилось о том, что может существовать также субстанция звукосимволическая (у которой нет кодифицированной формы); и, если вернуться к стихотворению Леопарди «К Сильвии», всякая попытка перевести его первую строфу окажется несостоятельной, если не удастся (а обычно это не удается) добиться того, чтобы последнее слово этой строфы (salivi, «ты поднималась, восходила») было анаграммой имени Silvia. Разве что изменить имя девушки – но в таком случае будут утрачены многочисленные ассонансы на i, связывающие звучание как имени Silivia, так и слова salivi с синтагмой occhi tuoi ridenti e fuggitivi («очи твои, смешливые и уклончивые»).
Сравним оригинальный текст, где я выделил звуки i, с французским переводом Мишеля Орселя (где я, разумеется, не выделял букву i в тех случаях, когда она произносится иначе):
>[† Ср. другой русский перевод:
>Ты помнишь, Сильвия, еще Твоей земной
> и смертной жизни время,
>Когда сияла красота
>В твоих глазах смеющихся и ясных
>И ты, задумчивая, улыбаясь,
>Перешагнула юности порог. (ит., Н.С. Гумилев)]
>[† Сильвия, ты еще вспоминаешь
>Время этой смертной жизни,
>Когда краса блистала
>В твоих смешливых и уклончивых взорах
>И ты приближалась, счастливая и мудрая,
>К порогу своей юности? (фр., Орсель)]
Переводчик вынужден был пожертвовать соотношением Silvia / salivi