Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 9
Недалекие умы почувствовали, что открытие нового храма позволит многим прихожанам очиститься от грехов и тем самым избавиться от страдания, что вызывало у них большую зависть.
ЦЕДНЭЙ-ЛАМАХАЙ И ЗАРЫТАЯ СОБАКА
Злоупотребления случаются и в религиозной сфере. Порой неприглядные поступки совершаются во имя блага человечества, блага самой религии. Как можно что-то изменить, стоя в стороне? Если вы только критикуете, значительного эффекта это не принесет. Идите и попытайтесь изменить ситуацию изнутри. Так нужно действовать.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Агинский дацан Дэчен Лхундублинг, основанный в 1811 году, на протяжении почти двух столетий является духовной опорой, источником веры, надежды для жителей Забайкалья.
Хотя официально датой начала строительства Агинского дацана считается 1811 год, в войлочных юртах он был основан уже в начале XVIII века. К середине XIX века в нем действовал один из крупнейших в Забайкалье буддийских университетов. В самом названии «Чойде ченбо Дэчен Лхундублинг» подчеркивался университетский уровень монастыря. По классификации монастырей ученого Б. Барадийна Агинский дацан относится к «образовательно-школьному типу «шадда».
Архитектура первого здания Агинского дацана, выстроенного в течение пяти лет с помощью русских плотников, отличалась несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Двухэтажный Сокчен-дуган – один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка велись исключительно местными мастерами.
Порядок проведения и обучения всем дисциплинам в Агинском дацане соответствовал традиции тибетского монастыря Лавран в Амдо. Всех настоятелей в окрестные монастыри приглашали из числа образованных учителей Агинского дацана. Гунэйский дацан не стал исключением. Делегация прихожан получила разрешение на приглашение своим настоятелем Цеднэй-ламы, также его знали как Аняа-ламу. С тех пор его называли Цеднэй-ламахай. Он на протяжении 30 лет изучал философские трактаты, а затем тантрические практики в Жудмеде и стал известен как сильный йогин.
С виду он ничем не отличался от сотни других пожилых лам Агинского дацана. Только связь с тантрическими божествами у него была крепкая, поэтому лама не отказался от столь опасного поста, хотя несколько других претендентов на пост настоятеля умерли, так и не доехав до Гунэя.
Перед въездом в поселение Цеднэй-ламахай вдруг свернул на пригорок, с которого открывался вид на Гунэйский дацан. На самой вершине он попросил раскопать, видимо, давно засыпанную яму. Паломники удивились, когда обнаружили на дне ямы зарытую собаку.