Размер шрифта
-
+

Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 42

В те времена каждый год в Лхасе проводился большой Новогодний молебен Монлам Ченмо на площадке перед храмом Джокханг. Впервые этот молебен провел в ХV веке великий реформатор буддизма Досточтимый Дже Цонкапа, и с тех самых пор ежегодно на Монлам Ченпо собирались все монахи Тибета. Звание геше – профессора богословия и буддийской философии, подтвержденное на лхасском Монламе, является самым престижным и почетным званием в Тибете. Этот молебен являлся не только самым значительным событием в жизни монахов и светских людей, но и своего рода экзаменом для ученых, окончивших свое 30-летнее обучение буддийским дисциплинам.

Согласно существовавшей традиции, во время проведения Монлам Ченмо вся власть в Лхасе символически передавалась благочинному Дрепунг монастыря. В 15-й день праздника, всегда в день полнолуния, принято изготовлять из топленого сливочного масла статуи божеств и выставлять их в монастырях. В это же время проводится театрализованная мистерия Цам – ритуальный танец масок защитников и божеств.

За три дня до наступления праздника во всех храмах совершаются особые молебны, посвященные Идамам – божествам-защитникам Учения. К этим божествам относятся Ямантака, Хаягрива, Каларупа, Махакала, Шри-Деви или Палден Лхамо, Бэгце, Вайшравана и Брахма. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Деви, которая считается покровительницей Тибета. В ее честь совершается отдельный молебен в день, предшествующий Новому Году.

Итак, среди новоявленных ученых явное лидерство занимали ученый из монастыря Сера геше Жимба-Гендун и Гоманг геше Еше из монастыря Дрейпунг. Последний был родом из Монголии, из племени Тумэт, а посему в своем монастыре относился к общине Хардон, землячеству Джуржед. Он был земляком знаменитого монгольского правителя Гуши-Хана.

Молодому Его Святейшеству Далай-ламе ХIV было 20 лет, то есть прошло уже 5 лет, как он был коронован на престол правителя всего тибетского народа.

Первым начал диспут геше Жимба-Гендун с темой «Смысл, пребывающий в скрытом виде» из «Сущности хорошо изложенных разъяснений» или «Трактат, анализирующий условное и прямое значение писания» Дже Цонкапы.

Геше Жимба-Гендун из монастыря Сера энергично ввязался в спор и постарался сконфузить противника своим интеллектом, но не тут-то было. Монгольский геше не зря провел 30 лет за изучением трактатов и сумел отточить свой ум до остроты лезвия гурского ножа. На все вопросы монгольский геше давал вполне вразумительные ответы, и найти на них контраргументы становилось все сложнее. Геше из Сера и не подозревал, что в трех великих монастырях есть люди, способные противостоять ему – знаменитому диспутеру, а тут еще он сам начал постепенно сдавать! Все окружающие, знатоки сутр и тантр, знаменитые на весь буддийский мир ученые не ожидали такого поворота событий и застыли в недоумении. Молодой Далай-лама рассмеялся и сказал: «Ну, если у спрашивающего нет больше вопросов, то можно поменяться местами, и теперь монгольский геше будет спрашивать, а геше из Сера – отвечать!»

Страница 42