Размер шрифта
-
+

Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 37

В правых руках божеств ануттарайога-тантры, таких как Ямантака, меч также символизирует обретение восьми сиддх или сил духовного достижения. «Сиддхи меча» – это первая из сиддх, дарующая силу уничтожать врагов мечом различающей осознанности. Вторая, анджанта сиддхи, дарует способности ясновидения благодаря «глазной мази» всеведения. Третья, падалепа сиддхи, дарует проворство ног в виде «ножной мази» скорохождения. Четвёртая, антарадхана сиддхи, дарует способность делаться невидимым и чудесным образом исчезать. Пятая, расаяна сиддхи, это алхимическая сила преобразования, которая дарует бессмертие и способность трансформировать материю. Шестая, кечара сиддхи, дарует способность летать по небесам. Седьмая, бхучара сиддхи, дарует силу перемещения и множественных проявлений в пространстве. Восьмая, патала сиддхи, делает сиддха способным перемещаться по всем измерениям бытия. Восемь великих сиддхи в разных тантрических традициях объясняются по-разному, но перечень, приведённый выше, наиболее распространён.

ЩИТ ЗАЩИТНИКА

Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.

Дхаммапада

Ещё в Гандане есть щит Защитника.

Меч и щит часто изображаются в паре как оружие нападения и защиты: пронзающий меч держится в правой, «мужской», руке, или руке метода, а оборонительный щит – в левой, «женской», руке мудрости.

В тибетском искусстве железный щит изображается округлой формы, часто украшенный декоративными лотосовыми лепестками, или же он может изображаться как колесо с восемью спицами, что, возможно, подчёркивает аспект мудрости, заключённый в символизме щита. Также за восемью спицами щита могут изображаться концентрические кольца, придающие ему сходство с ротанговыми щитами, которые до сих пор используются полицией в борьбе с уличными беспорядками в Индии и Юго-Восточной Азии. Щит индийских воинов обычно изготовлялся из шкуры носорога, которая заковывалась в круглую железную оправу и часто украшалась четырьмя железными или бронзовыми шишками.

Калачакра и его защитник Ваджравега держат меч и щит в парных вторых правых и левых руках, здесь меч представляет элемент ветра, а щит – торс, или тело. Щит символизирует как защиту, так и победу над врагами. Щит Ямантаки представляет триумф Будды в битве с Марой, его победу над врагами и дарование защиты всем живым существам.

ПОСОХ АРХАТА

«Подлинный духовный наставник взирает на всех живых существ с любовью и преисполнен почтения к учителям всех традиций. Лишь с одним врагом он борется ― с омрачениями, что в нем самом».

Страница 37