Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 25
«Торма» – означающий жертвенный объект как подношение, происходит от глагола «торва», означающего «разбрасывать», «раскидывать» или «рассыпать». Глагольный корень «тор» также подразумевает акт даяния без привязанности, как выражение чистого намерения, суффикс «ма» означает «мать» и подразумевает лишённую эгоизма необусловленную любовь, которой мать окружает своих детей.
Во время этого обряда почитания защитников Дольдин-геген очень любил бить в огромный барабан. Бычья кожа на нем была толстой, причем настолько толстой, что когда однажды ученики поспорили, что тот, кто ударит в этот барабан так, чтобы он лопнул, тот и будет самым главным, то никто не смог этого сделать. Они даже заворачивали в свои накидки большие камни и били ими со всей силой. Когда же в этот барабан бил обычной палочкой Дольдин-геген, то от кожи во все стороны летели искры, как при ударе стали о камень. После него никому это не удалось повторить. Барабан увезли в 30-х годах в Ленинград, в Казанский музей, а в 90-х годах настоятель Золто-лама привез обратно в Агинский дацан, где он и служит по сей день на молебнах.
ССЫЛКА
Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В 1945-м году Дольдин-гегена, как и всех других лам в Шэнэхэне, то есть новом поселении во Внутренней Монголии, арестовали и посадили в Нерчинскую тюрьму. Но иногда люди его видели в народе. Иногда он приходил в гости к своим родственникам. Когда его спрашивали: «Как так, тебя что, уже отпустили?», он отвечал: «Да нет. Просто я отпросился на время!»
Все сначала думали, что такое возможно, но потом когда вернулись другие заключенные, они опровергли такую возможность. Вот таким был Дольдин-геген.
ИЗВЕСТИЯ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Богатый еще не значит, что счастливый; умный еще не значит, что мудрый.
«Полезные советы» Пандэ-лама.
В конце 1930-х годов дацаны были закрыты, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946-м было разрешено открыть в Забайкалье лишь Иволгинский16 и Агинский дацаны. После ареста Дольдин-геген не вернулся домой, хотя все знали, что он жив.
В 1990-х началось возрождение буддизма: восстановлено около 20 дацанов. Все старые ламы стали возвращаться в свои дацаны. И к ним пришла весть из Казахстана, что там поселился бурятский святой. По всем описаниям его проделок это был Дольдин-геген. Говорят, там он и умер, и оставил после себя много детей.