Размер шрифта
-
+

Сказания горных ущелий. Прогулки рука об руку - стр. 11

»40, однако ничего не нашли. «Тогда Тимур приказал изготовить длинные лестницы, поставить их на второй уступ, затем таким же образом взобраться на третий уступ, на котором находилась крепость», в то время как другая часть воинов атаковала укрепление, спустившись с вершины горы по веревкам. Защитники сражались мужественно, но силы были неравные и крепость пала41.

С крепостью также связано множество тайн и загадок. Так, в скале над Дзивгисом в первой половине XIX века была пещера, заполненная «человеческими костями», которым местные жители поклонялись как святыне и связывали их с легендарными нартами42. В начале XX века попасть в крепость можно было только по приставной лестнице с крыши одного из домов, потому как, по заверениям Терского казака, подъесаула Федора Степановича Панкратова, больше известного своими этнографическими работами под псевдонимом «Гребенец», «никто из жителей селения не знает ни ходов ни выходов во все эти недоступные башни», хотя «в скале самой природой или искусственным путем устроена огромная пещера под гранитным навесом, где с успехом может поместиться до ста человек. Пещера эта тянется далеко в глубину горы, но до конца ее никто не доходил»43. Однако Федор Степанович немного ошибся, пещеру смогла пройти… кошка, к шее которой привязали колокольчик и позже обнаружили в Алагирском ущелье44, что указывает на наличие тайного хода, ведущего под скалистым массивом вершины Кариухоха из долины реки Фиагдон в долину Ардона, который Генри Кусов называет «гигантским подземным лазом в 10—15 километров по прямой», а также секретных ходов сообщения, соединяющих участки крепости, разбросанные по склонам45.

На южной оконечности Дзивгиса, на склоне горы, разбросаны древние осетинские цырты и склепы, напоминающие своей формой надгробия в Даргавсе, подробно описанные нами ранее46, а напротив, на берегу Фиагдона, находится уникальный культовый комплекс «Дзивгисы дзуар», состоящий из древней христианской церкви Святого Георгия и «чисто языческого святилища, окруженных общей каменной оградой, – сочетание символичное для горной Осетии»47. Время сооружения храма достоверно неизвестно, в литературе его обычно датируют XVII веком, хотя предпринятые в 1982 году раскопки позволили сдвинуть этот период на XIII – XIV века48. У входа на подворье арка со звонницей, увенчанная оленьими рогами. В проеме два небольших бронзовых колокола, которыми в прошлом веке заменили их собратьев, подаренных в XVII веке грузинскими царями Арчилом и Георгием XI, а теперь находящихся в фондах Северо-Осетинского музей краеведения.

Страница 11