Размер шрифта
-
+

Скандинавский эпос - стр. 99

Стихосложение

Стих песен «Эдды» – это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно еще до нашей эры. Она сохранилась всего дольше в Исландии. У западных германцев она представлена лишь в их древней литературе, а в других скандинавских странах – только в рунических надписях.

Сущность этой формы стихосложения – в аллитерации, в регулярном повторении начального звука слова. Аллитерация встречается и в русском стихе как случайное украшение или средство усиления его выразительности. Например:

Котлом клокоча и клубясь…
(А. С. Пушкин)

Функция аллитерации в аллитерационном стихе – совсем другая. Она там – не украшение стиха и не средство усиления его выразительности, а его основа. Она употребляется не от случая к случаю, а в строго определенных местах и только в слогах, несущих смысловое ударение. Она связывает две соседние строки и определяет ритм, выделяя слоги, несущие смысловое ударение. Случайная аллитерация в этом стихе – не аллитерация. Роль аллитерации в таком стихе отчасти похожа на роль конечной рифмы в нашем стихе. Но ее роль уже: она может связывать только две соседние строки. И шире: она не только связывает строки, но и определяет ритм. Поэтому стихи без конечной рифмы у нас вполне возможны. Стихи без аллитерации у исландцев, а раньше и вообще у германцев, были абсолютно невозможны.

Аллитерацию могли образовать одинаковые согласные (например: meiri – minni, sandr – saer, gap – ginnunga) или гласные, причем предпочитались разные гласные и «йот» тоже считался гласным. Например: alda – Ymir, ormr – unnir и т. д. Сочетания «sp», «st», «sk» могли аллитерировать только с этими сочетаниями. Например: steins – stendr, spjoll – spaklig, Skuld – skildi.

Ритм аллитерационного стиха очень разнообразен. В каждой строке должно быть два ударения, совпадающих со смысловыми ударениями. Количество же безударных слогов и их распределение в строке произвольны. Вернее сказать – не произвольны, а обусловлены только ритмом языка. Поэтому ритм песен «Эдды» сильно отличается от ритма древнеанглийского и древненемецкого аллитерационного стиха: германские языки значительно разошлись уже в эпоху древнейших памятников. Ритм песен «Эдды» компактнее и стремительнее, чем ритм западногерманских аллитерационных памятников. Вероятно, еще сильнее отличается ритм «Эдды» от ритма германского аллитерационного стиха начала нашей эры.

В песнях «Эдды» количество слогов в строке варьируется в пределах от двух до десяти (но есть, конечно, излюбленные ритмы, обусловленные строем языка). Следовательно, в стихе «Эдды» нет ничего похожего на наш силлабо-тонический стих с его одинаковым количеством слогов в строке и регулярной последовательностью одинаковых стихотворных стоп – ямбов, хореев, дактилей и т. д. Ритм эддического стиха гораздо изменчивее и подвижнее, и он не сглаживает контрасты ударения в словах, как наш силлабо-тонический стих сглаживает их своей повторяющейся метрической схемой, но напротив, усиливает эти контрасты, стилизуя речь в направлении большей эмфазы, большей торжественности. Такой характер ритма, вероятно, связан и с тем, что стих этот, по-видимому, не пелся и не исполнялся в музыкальном сопровождении.

Страница 99