Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 41
«Система Я» – лишь один из аспектов нашего существа в целом. Она существует внутри открытого пространства нашего целостного духа, или нашей сущности, которая представляет собой поток первичной духовной реальности во вселенной. Если пользоваться терминами Упанишад, наш дух – это атман, берущий начало в Брахмане, всепронизывающей духовной энергии. Он обладает блаженной сияющей природой, которую мы ощущаем в моменты тишины и неподвижности, когда наша «система Я» деактивируется и ее границы размываются.
Однако обычно границы нашей «системы Я» очень прочны. Она отгорожена от остальных составляющих нашего существа (и от всего космоса в целом), подобно окруженному крепостной стеной городу, который воспринимает себя как автономное самодостаточное поселение. И ключевым аспектом нашей нормальной «системы Я» является эго. Эго – это центр личности, «организующий центр» нашего «я». Оно генерирует постоянный поток мыслей и ассоциаций. Поскольку эго очень сильно и очень активно, оно использует большую часть энергии нашей «системы Я» – а также всего нашего существа.
Все характеристики «состояния сна», которые мы изучили в начале главы 1, являются продуктом деятельности «системы Я» с ее прочными границами и непрестанной мысленной болтовней: ощущение отделенности и обделенности, ощущение внутреннего разлада и неудовлетворенности, механистическое мировосприятие, ограниченное эгоцентричное мировоззрение, материалистическая система ценностей и так далее.
Состоянию пробужденности тоже свойственна определенного рода «система Я», но она очень отличается от этой. Она намного более тонка и ненавязчива, ее границы намного мягче, а некоторые из границ и вовсе отсутствуют – так что она не отделена от нашего существа в целом. Если вернуться к нашей аналогии с «городом», то это больше похоже на экологическое поселение, которое настолько хорошо интегрировано в окружающий ландшафт, что нам даже сложно точно определить, где заканчивается город и где начинаются окрестности. Как следствие, такая «система Я» всегда может черпать энергию из нашего расширенного существа. Эта сияющая духовная энергия – с присущим ей щедрым изобилием – пронизывает «систему Я», как свежий деревенский воздух, а поэтому вас не покидает ощущение энергетического достатка.
Эта «система Я» тоже имеет организующий центр в виде чувства индивидуальности, но, опять-таки, этот центр намного менее навязчив, намного более мягок и далеко не столь активен. Он не генерирует непрестанную мысленную болтовню и потребляет гораздо меньше энергии. Если использовать метафору «города», то мы можем сравнить эго нашей нормальной «системы Я» с императором, живущим в центре города в огромном дворце, окруженном правительственными зданиями. Император-эго наполовину безумен, он постоянно разговаривает сам с собой и использует большую часть денег и ресурсов своего народа для достижения эгоистических целей. Но при «пробужденной «системе Я»» у нас нет никакого императора, а есть лишь администратор или глава исполнительной власти, который просто делает что нужно, не претендуя на господство.