Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 43
В результате они очень отчетливо ощущают свою связь со всем остальным миром и другими существами. Подобным же образом, хотя у них, конечно, тоже есть мысли, но их мыслительный процесс не такой хаотичный и бестолковый. Ум у них спокойнее, чем у других людей, и они меньше отождествляют себя со своими мыслями. Они чувствуют, что их подлинная личность – это сильный и уравновешенный «свидетель», который стоит несколько в стороне от «территории ума» и на него не влияют переменчивые ветра повседневности. Говоря словами пробужденного от рождения поэта Уолта Уитмена (о котором мы очень скоро поговорим подробнее), «в стороне от суеты и дерготни стою настоящий я… Я – и игрок, и вне игры, и увлеченный зритель» [29].
Пробужденные от рождения люди, похоже, не развивают в себе автоматическое стандартное восприятие, какое формируется у большинства из нас в процессе взросления. Причина в том, что их ослабленный «эго-центр» потребляет гораздо меньше энергоресурсов. А это значит, что их восприятию нет нужды переключаться в автоматический режим для экономии энергии. Поэтому пробужденные от природы люди сохраняют живое и свежее восприятие, какое свойственно детям. Для них мир никогда не утрачивает свою бытийность и красоту – и сама жизнь не перестает быть удивительной и притягательной.
Однако было бы неверно сказать, что пробужденные от рождения люди остаются такими же, как дети. Обычно они развивают тот же уровень психологической зрелости, что и другие люди: абстрактное и логическое мышление, умение сосредоточивать внимание, способность контролировать и обуздывать нарциссические или неблагоразумные желания, организованность, способность строить планы, принимать решения и так далее.
У большинства людей развитие всех этих способностей, как правило, влечет за собой утрату связи с мирозданием и остроты осознания, которые свойственны детям. Но пробужденные от рождения люди развивают в себе взрослые качества, сохраняя свежесть детского восприятия мира.
Пробужденные от рождения люди не становятся известными духовными деятелями. Они, как правило, не идут в духовные учителя. Они нередко интересуются различными учениями, стремясь разобраться в собственном опыте, и со временем, когда осознают свою просветленность, вполне могут ощутить внутреннее родство с теми или иными традициями, которые наиболее глубоко перекликаются с их внутренним видением. Однако же обычно такой человек не становится последователем конкретного духовного пути и не присоединяется к какой-то религиозной общине. А некоторые так и вообще ничего не знают о духовных традициях – по меньшей мере, до поры до времени.