Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 36
Итак, каковы «ключевые» характеристики состояния пробужденности с точки зрения духовных традиций, о которых мы с вами говорили?
По-видимому, важнейший момент – и мы уже о нем упоминали – это единение. Пробужденность – это состояние, в котором мы преодолеваем отделенность от мира, обретая связь и единство с ним. А важнее всего то, что пробужденность означает связь с духовной сущностью вселенной, как бы мы ее ни называли – Брахман, Дао или Бог. И еще она означает связь с самой глубокой и сокровенной частью нас самих, ибо сущность вселенной идентична нашей собственной сущности.
Самой серьезной помехой для налаживания этой связи является наше могучее эго со всеми его желаниями, амбициями и привязанностями. Его хорошо укрепленные границы создают ощущение, что мы замкнуты в пределах нашего умственного пространства и отделены от мира. Поэтому нам необходимо ослабить это наше «я», расшатать его прочные границы, чтобы получить возможность преодолеть свою отделенность и соединиться с Духом. (Традиции описывают этот процесс как укрощение «я» или упразднение «я».) Наши представления о том, что на самом деле важно и кем мы в действительности являемся, должны сместиться с нашего нынешнего индивидуального «я» и переориентироваться на более широкие и глубокие пространства бытия.
Вторая характеристика пробужденности, на которую обращают внимание все традиции, – внутренняя непоколебимость и тишина. Ум пробужденного индивидуума не занят постоянной болтовней, не втянут в водоворот бурных эмоций и желаний. Он совершенно безмятежен внутри – его сознание чисто и спокойно, как горное озеро. И практически все традиции сходятся в том, что развитие внутренней безмятежности – важнейшая составляющая процесса пробуждения. Иными словами, если вы хотите «проснуться», вам нужно научиться замедлять и успокаивать свой ум, чтобы оставить позади все те слои мыслей и эмоций, которые, словно облака, затмевают ваше сознание. Это одна из причин, почему так важно регулярно заниматься медитацией.
В процессе медитации мы получаем возможность вступить в контакт с более глубокими и просторными уровнями своего существа за пределами мыслей. Майстер Экхарт говорит о «внутренней буре из мыслей», которая обычно терзает наши умы, и заключает: «дабы Бог мог молвить слово в нашей душе, душа наша должна пребывать в умиротворении и покое» [20]. Подобным же образом «Майтраяни-упанишада» гласит: «Когда ум безмолвен… он может войти в мир, пребывающий далеко за пределами мира: наивысшее Завершение» [21].
Третья характеристика пробужденного состояния, упомянутая во всех традициях мира, –