Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 38
В завершение вкратце обозначу еще две явные – и в каком-то смысле очевидные – характеристики. Одна из них состоит в том, что пробуждение дает нам более отчетливое и целостное осознание реальности. Мир, как мы воспринимаем его в обычном состоянии сознания, представляет собой лишь ограниченную тень реальности. Как писал греческий философ Платон, мы словно бы сидим в пещере, спиной к выходу из нее, глядя на тени, пробегающие по стене перед нами, тогда как жизнь реального мира проходит позади. В реальности мир вовсе не постыл и бессмыслен – он сияет смыслом и гармонией. Говоря в терминах индийской веданты, иллюзия майи спадает и вместо фальшивого мира двойственности и разделенности нам является мир единства. Либо же, обращаясь к словам суфийского мистика Аль-Газали, мы постигаем состояние, «которое соотносится с нашим бодрствующим сознанием точно так же, как бодрствование соотносится со сном. По сравнению с этим твое бодрствование – только сон!» [26]
И наконец – вероятно, это наиболее очевидный момент – пробужденность во всех традициях воспринимается как состояние ярчайшего благоденствия. Все традиции сходятся в том, что пробуждение означает преодоление любых тревог и страхов, когда человек обретает ощущение величайшей безмятежности и блаженства. У буддистов бодхи означает прекращение страданий. У даосов мин – это жизнь в состоянии спонтанной непринужденности. Согласно индийской веданте, блаженство – одно из неотъемлемых качеств самого сознания, что отражено в термине сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство). Радость – это сущность самого Брахмана: «Брахман есть радость, ибо из радости родились все существа, радостью живут они и в радость вернутся»