Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 75
Мы слышали сегодня в Святом Евангелии: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Казалось бы, здесь прямо отрицается сама идея суда. Но о чем же сказаны были эти слова? Иудейский народ ожидал пришествия Мессии именно как грозного Судии, Который придет и будет судить тех, кто угнетает Богоизбранный иудейский народ. Но Господь наш Иисус Христос, желая восстановить истину и развенчать подобные мудрования, конкретно указывает на то, что сущностью Его призвания как Мессии является именно спасение мира, а не производство суда над людьми. Сын Божий несет человечеству прощение, а не осуждение. Потому что, по словам апостола Павла, все согрешили и лишены славы Божией и теперь получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3, 23–24). К тому же надо иметь в виду, что речь здесь идет о первом пришествии Господа, в котором Он учил, проповедовал, наставлял, благовествовал, чудотворил и исцелял, но не судил. Во Втором же пришествии Сын Божий будет судить всех и воздавать каждому по делам его.
Но как же понимать следующие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия? Это значит, что суд над миром и каждым из нас уже совершается, потому что далее Господь поясняет: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. И что происходит со всеми нами, братья и сестры?
В Евангелии сказано: …всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, – там, где светло, виднее грязь души; и в то же время: поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мир, пребывающий во тьме заблуждений, грехов и предрассудков с приходом Господа озарился несказанным, лучезарным светом Христовой истины. Сам Спаситель говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда мы обращаемся к Богу и вопрошаем святую Его волю, пред нами предстает не Грозный Судия, а Любящий Небесный Отец. Выходит, вопрос о суде и осуждении адресован прежде всего к нам самим. Это мы должны взглянуть на себя как бы со стороны, чтобы понять собственную душу, осознать как, для чего и почему мы живем, не осуждены ли неверием или злыми поступками своими?
Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Любовь, которая все покрывает и все прощает при одном лишь условии – при желании грешника покаяться, очистить свою жизнь, изгнать из нее тьму страстей и пороков, приуготовить для Божественного Света. Но всегда ли мы просвещены Светом Христовым, всегда ли веруем в Господа? Неверующий человек уже осужден, потому что лишен главного – Божественной благодати. И все ему не так, и все не этак, ведь душа его пуста, да и сама жизнь становится пустой и ненужной, а все те временные удовольствия и наслаждения плоти, ради которых поступился самым важным любовью Бога, постепенно перестают радовать и удовлетворять. Вот потому Господь говорит: …