Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 74
Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин. 3, 16–21), братья и сестры, позволяет ответить на эти вопросы и посвящается оно разговору о суде.
Господь в беседе с Никодимом, одним из начальников иудейских, тайным учеником Своим, говорит на тему суда всего несколько фраз. Но начинает разговор с главного – с определения причины Искупительной Жертвы: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Что означают эти слова? Господь наш Иисус Христос ясно и уверенно указывает на то, что Небесный Отец так возлюбил недостойный, погрязший в грехах, маловерный и сомневающийся род человеческий, который здесь именуется миром, что за рабов неблагодарных отдал Единородного Сына Своего.
Почему так произошло? Потому что так было угодно Богу! По безграничной любви Своей Творец предает Божественного Сына на страдание и смерть, возносит сначала на позорное орудие казни – крест Голгофский, а потом на славный Престол Небесный. Для чего и ради кого? Для того, чтобы Господь Спаситель взял на Себя грехи мира, для того, чтобы пострадал ради всех людей, ради нас с вами, братья и сестры! А сколь велика эта Жертва Бога, может судить каждый. Отец Небесный за грешных и недостойных Его неизреченной милости рабов совершил то, что никто не сделал бы и за друга, за самого дорогого и близкого человека. Именно об этом говорил апостол Павел: …едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 7). За праведника, за достойного, за угодного Богу человека! А тут… Предающие, оскорбляющие, поносящие Господа, отвергающие Его любовь, сущие от земли и праха. И за них, и за нас (а мы с вами, братья и сестры, спросим свою совесть, чем лучше?) предан на смерть Сын Божий! Не Ангел, не Архангел, не раб, а Единородный Сын! Какое превосходство Божественной любви! Какая неизреченная милость Всевышнего!
Задумаемся: ведь если бы Бог и верного Ангела Своего отдал за людей – это тоже было бы немало. Ангел – чистый, преданный, сияющий светом служитель, а род человеческий – злой и отступный, преисполненный неблагодарности и беззакония. Но тут отдан Единородный Сын, Один, Единственный, Рожденный от Отца. И Ему предопределено было пострадать, потому что по собственной плоти, как Человек, Он действительно подлежал страданиям, испытывал муки, боль, холод, зной, жаждал и алкал. Какая же польза в Искупительной Жертве, в том, что Бог не пожалел, ради людей, Божественного Сына? По словам блаженного Феофилакта Болгарского, всякий верующий в Господа получает два неизреченных блага: «Одно – чтобы не погиб; другое – чтобы имел жизнь, и притом вечную». Если в Ветхом Завете праведникам было обещано долгое, но все-таки ограниченное по времени бытие, то по Новому Завету верующие в Бога и угодившие Господу могут снискать блаженную вечность на Небесах. Нам обещана жизнь – вечная, благословенная и неразрушимая, над которой отныне не властно жало смерти и тления! Спаситель даровал нам эту несомненную надежду Пресветлым Воскресением Своим! Он воскрес, и мы воскреснем, дабы наследовать новую землю, дабы иметь ни с чем не сравнимую возможность непосредственного Богообщения, бесценного дара видеть Господа пред лицом своим.