Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 103
Примечательно, что своим имением Анания мог распорядиться как угодно, мог бы и не продавать его вовсе, ведь никто из собратьев во Христе его к такому действию не побуждал и не заставлял вносить какие-то деньги. Разве апостолы привлекали к тому кого-то насильно? Нет! Люди сами, из благих побуждений, по доброте душевной и по совести поступали так. Просто они хотели помочь тому, кого любят! Нет ничего радостнее знать и осознавать, что ты можешь помочь и конкретно помогаешь любимому человеку. Свет милосердия и сострадания – неотъемлемая потребность христианской жизни. А у первых христиан, исполненных глубочайшей верой, она проявлялась особенно ярко. Никто не удивлялся подобной помощи, и, вместе с тем, никто для себя ничего не требовал. Собственно говоря, даже продав имение, Анания имел полное право распорядиться деньгами так, как он считал нужным, мог отдать все в пользу бедных, но также мог честно и откровенно отдать только часть денег на общие нужды. Наконец, мог бы вообще ничего не отдавать. И, опять-таки, никто его за такие действия не осудил бы. Но Анания заведомо обманывает, выдавая часть денег за всю вырученную сумму. Почему? Чтобы не выглядеть в глазах общины скупым, то есть чтобы не упасть в мнении ближних своих. Между тем он так упал, что дальше было уже некуда. За деньги, за жалкое материальное богатство, этот человек продал душу диаволу, стал рабом греха, замарался совершенным беззаконием. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обличении Анании: «Видишь ли, как он обвиняется в том, что сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит (апостол Петр), сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания».
Наказание за произведенный обман Бога не замедлило: Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. Анания умер. Его смерть не была вызвана сильным нервным срывом или потрясением. Психика людей, привыкших врать, способна вынести еще и не такое. Но тут пред всеми христианами Иерусалима было явлено чудо мгновенного Божественного наказания преступника. Ведь действия его были не только греховны, но и преступны. Анания преступил заповеди Божии, возжелав обмануть Самого Творца. Блаженный Феофилакт усматривает в описываемом событии три чуда, утверждая: «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое – в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению». Тяжкое преступление вполне справедливо повлекло за собой и тяжкое наказание.