Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 102
(Деян. 4, 32–35). Христиане были счастливы тем, что их связывали единство веры, сострадание, дружба, взаимопонимание и любовь. Отношения в общине можно было назвать идеальными. Ведь все совершалось по доброй воле и с открытым сердцем. Никто никому не ставил никаких условий. Богатые сами стремились помочь бедным, потому что хорошо понимали тщетность и тленность земного богатства и значительность сокровищ, обретаемых на небесах. Такое единодушие объяснялось полнотой и глубиной исповедуемой ими истинной веры. Даже тени сомнений не допускали в своих сердцах первые христиане. Но вот среди такой святой, праведной среды случилось непредвиденное: Некоторый же муж, именем Анания, с женой своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Анания даже и предположить не мог, что откроется то, что они с супругой решили скрыть от других. Только Бог открыл обман апостолу Петру, и тот обличил Ананию, говоря: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Сама по себе ложь являлась весьма неблаговидным и недостойным поступком, но обман Анании носил еще более преступный характер, потому что он намеренно сказал собратьям во Христе, что отдал все, что имел. Не людей, а Бога дерзнул обмануть Анания. Это явилось выражением не только позорной корысти и сребролюбия, но и сознательным лицемерием. Ведь и другие христианские семьи продавали свои имения, отдавали деньги апостолам, чтобы помочь неимущим, сотворить конкретное дело милосердия. Анании не хотелось выглядеть в глазах братьев менее самоотверженным. Он с женой думал предстать перед обществом таким же чистым, праведным и сострадательным. Опять-таки не ради других и во имя Господа, а исключительно для укрепления и утверждения собственной славы, чтобы в христианских кругах говорили о них: «Анания и Сапфира – щедрые, милосердные! Вон сколько всего пожертвовали!» Только того не учли обманщики и корыстолюбцы, что людям-то солгать можно, но Богу нельзя! Потому и говорить ничего не надо было, обман их сам собой открылся и перед Господом, и перед братьями во Христе.
Анания и Сапфира работали двум господам, хотя хотели представиться служащими одному. Фактически в себе они соединили страсть к почестям и возвеличиванию, фарисейское лицемерие и иудино сребролюбие. Апостол Петр узнал об их злодеянии не сам, не собственной прозорливостью, а наитием Духа Святого. Это Господь словами апостола обличил отступников. В поступке Анании и Сапфиры апостол Петр усматривает дело сатаны, врага рода человеческого. Возможно, не без колебания в душе принимали они столь позорное решение. Ведь были же в них человеческие чувства! Только стремление к земному, а не к небесному возобладало в их душе, зло крепко и надежно пустило корни, оказалось даже сильнее страха Божиего и потому в итоге принесло пагубные плоды. Христианство для них на этом просто закончилось… Ведь ни веры, ни любви больше не было в их сердце. Как страшно! Блаженный Феофилакт так истолковывает: «Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою». Фактически утаивание было не столько перед Церковью, сколько перед Святым Духом.