Школа эстетического воспитания - стр. 60
В новой программе воспитания и обучения в детском саду по изобразительной деятельности была выделена задача познания предметов и явлений путем восприятия и наблюдения. Четкая возрастная периодизация дошкольного периода по годам жизни, выделение новых возрастных групп (первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе) поставили перед специалистами задачу: разработать и уточнить содержание обучения изобразительной деятельности в каждой группе, учитывая возрастные особенности детей. В «Программе воспитания в детском саду» (1962 год) это содержание было определено приблизительно, так как не основывалось на научных исследованиях. Особого внимания требовало содержание изобразительной деятельности детей вновь выделенных групп: первой младшей, средней и подготовительной к школе. Не были решены и многие вопросы обучения. В связи с этим перед учеными и методистами встала задача – выяснить, какими знаниями, навыками и умениями важно овладеть детям для создания изображения, какие психические процессы следует у них развивать.
Исследования отечественных (В.М.Бехтерев, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина (СССР)) и зарубежных (Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Еермания), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) авторов свидетельствуют, что изображение – процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, поэтому необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, обеспечивая формирование представлений. Без ясных, отчетливых представлений отражать действительность невозможно. Необходимо также умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги, в объемной форме – лепке. Для этого требуется умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. На этой же основе у детей развивается воображение.
Все названные процессы (восприятие, представление, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения) связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность деятельности, тормозит ее развитие.
Расширить и уточнить содержание обучения изобразительной деятельности, разработать программу освоения детьми изображения предметов разных форм в каждой возрастной группе с постепенным усложнением позволили исследования в области сенсорного воспитания (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова). В последующих исследованиях были экспериментально проверены возможности изобразительной деятельности во всестороннем развитии детей (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова).