Размер шрифта
-
+

Школа эстетического воспитания - стр. 61

Н.П. Сакулиной разработаны циклы занятий по изображению растительного, животного мира, человека (в динамике и статическом положении), отобраны литературные произведения, образы которых дети могли передать в рисунке, ленке, аппликации, определены средства выразительности, овладение которыми позволяло бы художественно выразить содержание сказок, песен, стихотворений. Дети отражали в рисунках, лепке общественные явления, трудовую деятельность людей (праздники, полеты в космос, работу на субботниках, уборку урожая и др.). Для этого требовалось научить детей изображать формы, передавать пропорции, частей предметов, соотносить по величине в сюжетной лепке, рисунке цвета и цветовые отношения; обучать композиционным, а также техническим навыкам и умениям.

Содержание занятий по изобразительной деятельности включало развитие умений создавать в рисунке, лепке, аппликациях предметы и явления действительности, образы сказок, декоративные композиции. В этом направлении работали Н.П. Сакулина, Е.И. Васильева, З.А. Богатеева, Л.Б. Горунович, A.A. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Б. М. Маршак, Ю.В. Максимов, а позднее O.A. Соломенникова, И.А. Старкова и Г. А. Хамидулина. Это позволило определить место декоративного творчества детей на занятиях и вне их, роль народного декоративного творчества в эстетическом развитии.

В последние десятилетия XX века тема приобщения детей к истокам народной культуры и формирования на этой основе творчества у дошкольников и младших школьников получила дальнейшую разработку в трудах Т. Я. Шпикаловой и ее многочисленных учеников.

Народное искусство многогранно, и, естественно, все его виды (народная музыка, речевой фольклор: потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички, игры и другие) включались в педагогический процесс. Начало этому было положено Е.И. Тихеевой, Н.С. Карпинской. Фольклор широко использовался на занятиях изобразительной деятельностью. Позднее народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми стало предметом специального исследования, в котором под нашим руководством участвовали доктор психологических наук Т. А. Ратанова, а также Г. В. Быховец, М.Н. Братухина, Г.П. Новикова, O.A. Соломенникова, Е.В. Харчевникова. На основе материалов исследования создана книга «Народное искусство в воспитании детей», пользующаяся большим спросом у ученых и практиков.

Систематическое проведение занятий требовало разработки разнообразных методов и приемов обучения детей. Важное значение имели исследования психологов, посвященные закономерностям формирования восприятия предмета и его роли в создании изображения (H.H. Волков, Л.А. Венгер), формирования представления о предметах и явлениях окружающего мира, воображения (Е. И. Игнатьев), развития произвольных движений, двигательных навыков и умений (А. В. Запорожец). Создание изображения требует наглядности и слова: без зрительного восприятия предмета или его изображения нельзя рисовать, лепить. Слово же всегда несет в себе обобщение, благодаря чему наглядный опыт осмысливается, обобщается.

Страница 61