Школа эстетического воспитания - стр. 59
Лишь третью форму обучения можно считать коллективной: учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой, материал предлагается всем детям. Такое занятие предполагает постановку общей учебной задачи, причем на содержании, возникшем как по инициативе детей, так и предложенном воспитателем. При обучении изобразительной деятельности нельзя жестко регламентировать, «что» и «как» ребенку делать. Вместе с тем необходимо разрабатывать эффективные методы обучения, направленные на развитие детского творчества.
Поиски отдельных методических приемов шли и ранее, до введения обучения. Так, Е.А. Флерина применила игровые упражнения – дети обводили предметы жестом перед тем, как их изобразить, чтобы педагог мог уточнить их представление о форме и строении объекта. Этот метод обучения Е.А. Флерина ставит на последнее место, что свидетельствует об особом понимании ученым процесса обучения и его роли. Вместе с тем нельзя не согласиться с нею в том, что жесткая регламентация, диктуемая обучением, может принести вред развитию творчества. Предостережения ученого, как показала практика, не были лишены оснований.
В то же время введение обучения имело положительное значение, оно инициировало создание теории и методики, а также постановку задач обучения рисованию, лепке, аппликации для каждой возрастной группы детского сада, поиск эффективных методов и приемов обучения и развития творчества.
В разработке методики занятий по рисованию, лепке, аппликации велика роль исследований Н.П. Сакулиной, посвященных проблемам детского изобразительного творчества. Понимая рисование не как свободное занятие детей, а «как предмет воспитания и учебной работы», Н. П Сакулина призывала, помнить о специфике изобразительной деятельности, ее эмоционально-образном, творческом характере, что несомненно требует и особого рода обучения, учитывающего направленность на создание образа, воплощение творческих замыслов детей.
Более десяти лет Н.П. Сакулина возглавляла актив педагогов Москвы, в работе которого под ее руководством осуществлялась апробация методики и уточнялись вопросы, связанные с проведением занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Благодаря этой работе в Москве была подготовлена группа высококвалифицированных преподавателей методики обучения изобразительной деятельности. Опыт занятий с детьми по этой методике широко освещался в 60-е годы на страницах журнала Дошкольное воспитание, экспонировался на ВДНХ, демонстрировался на городских и районных конференциях.
В 1950-е годы начинается разработка новой программы обучения изобразительной деятельности. До 1962 года задачи обучения рисованию, лепке и аппликации включались в «Руководство для воспитателя детского сада» и делились на три возрастные группы: младшая (3–4 года), средняя (5–6), старшая (6–7 лет).