Школа эстетического воспитания - стр. 51
Нине Павловне принадлежит заслуга в определении основных сенсорных способностей детей, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью:
– целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета;
– обобщенное представление, отражающее признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
– создание изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
– выполнение движений под контролем зрения;
– восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению;
– создание изображения на основе оперирования представлениями.
Важно подчеркнуть, что Нина Павловна не только выделила эти способности, но и дала содержательную характеристику каждой из них, а также показала динамику их взаимодействия в процессе формирования изобразительной деятельности. Углубленный анализ сенсорных способностей детей дошкольного возраста позволил ей выделить в качестве центральной способность ребенка преобразовывать представление о предмете в его изображение. Значение этой способности в том, что она объединяет в единое целое ориентировочные и исполнительные компоненты изобразительной деятельности. При традиционном подходе к обучению изобразительной деятельности вопрос о формировании этой способности вообще не стоял, поскольку на занятиях детям предлагались для изображения не реальные предметы, а дидактические образцы, выполненные из того же материала, которым располагали дети. В качестве такого образца использовался рисунок, созданный воспитателем, который был, как правило, упрощен, и дети легко его копировали. В результате такого применения образца дошкольники заучивали способ изображения конкретного предмета, но у них не формировались обобщенные умения воспроизводить в рисунке другие предметы, схожие по форме. Нина Павловна подчеркивала, что обучение изображению методом копирования образца не способствует развитию важнейшей способности – самостоятельно изображать реальный предмет. Необходимо научить детей выполнять изображение после ознакомления с реальными предметами и самостоятельно находить способы передачи их формы, строения и окраски. Решение этой задачи явилось узловым моментом в разработке принципиально нового содержания и новых методов обучения изобразительной деятельности. Нине Павловне удалось найти эффективные способы педагогической организации процесса восприятия детьми реальных предметов, обеспечивающие формирование представлений, на основе которых дети могли самостоятельно, без помощи образца, создавать изображения.