Серебряный век права - стр. 12
Особый расцвет переживал русский театр. Будучи в основе своей синтетическим, театральное искусство вбирало в себя влияния, шедшие из литературы (драма), музыки (опера и балет). Через сценографию он был связан с новыми художественными тенденциями. К оформлению драматических, оперных и балетных спектаклей обращались такие художники, как А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих. Как и другие искусства, театр отказывался от диктата жизнеподобия[16].
Однако первоначально сугубо литературоведческий термин «Серебряный век», впервые использованный в 1929 г. поэтом Николаем Оцупом, стал трактоваться расширительно и в применении к философии, искусству, науке и технологии. Это и неудивительно, ведь рациональное и эмоциональное познание мира – это две стороны одной медали.
Теперь «Серебряный век» – это и философия Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, В.Н. Ильина, и Нобелевские премии по физиологии и медицине Ивану Павлову и Илье Мечникову, и первые самолеты Игоря Сикорского, и геохимические исследования Владимира Вернадского, и социологические работы Максима Ковалевского и его ученика Питирима Сорокина, и геологические экспедиции Владимира Обручева по Сибири. А еще «Серебряный век» – это «Курс русской истории» В.О. Ключевского, «История Византийской империи» Федора Успенского, и первый радиопередатчик А.С. Попова, и таблица химических элементов Д.И. Менделеева, и открытия российских математиков П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова, и т. д. и т. п.
Нам представляется необходимым дополнить перечень этих славных имен именами тех мыслителей, которые оказали заметное влияние на становление и развитие такой важной для права сферы деятельности, как поиск аксиом права.
Как мы уже говорили, Серебряный век русской философии и права принято прежде всего связывать с трудами выдающегося религиозного философа В.С. Соловьева (1853–1900) и его последователей.
Глава 3. Иррациональное осмысление основ права
§ 1. Несколько вводных слов
Попытки вернуться к поиску религиозных, иррациональных оснований права были вызваны, с одной стороны, неспособностью сугубо научных, реалистических учений отделить право от произвола, а с другой – большой популярностью в российском обществе радикалистских настроений, объявлявших право исключительно инструментом насилия властей над народом и требовавших «взять и отменить» и государство, и право. Видными представителями этого радикалистского направления были народники Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), Петр Лаврович Лавров (1823–1900) и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910), который считал право безусловным злом и явлением безнравственным, так как оно прибегает к принуждению, т. е. к насилию над человеком. В противовес этим настроениям В.С. Соловьевым и его последователями была выдвинута синтетическая теория права, объединяющая как рациональный, так и иррациональный подход.