Размер шрифта
-
+

Серебряный век права - стр. 14

Он был человеком экспансивным, восторженным и порывистым. Когда заканчивался судебный процесс над цареубийцами С. Перовской и А. Желябовым, Соловьев в публичной лекции обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца. Судя по сохранившейся записи, в словах Соловьева содержалась и определенная угроза: «…если государственная власть отрицается от христианского начала и вступает на кровавый путь, мы выйдем, отстранимся, отречемся от нее». Понятно, что за это власти по головке его не погладили, но и особых репрессий он избежал[19].

Не удивительно, что именно такой человек, презрев известную максиму насчет коня и трепетной лани, отважился на попытку синтеза рационального и иррационального подходов к познанию мира, чтобы понять всю действительность как целое. Он исходил из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. Соловьев считал, что в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение. «…Новейшая философия, – утверждал Соловьев, – с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока. Опираясь, с одной стороны, на данные положительной науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии. Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии… должно быть высшею целью и последним результатом умственного развития»[20]. Под Востоком он понимал народы, унаследовавшие от Восточной Римской империи (Византии) православную веру – славян, и прежде всего русских.

Идея Всеединства Владимира Сергеевича конкретизировала высказанную еще ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть «живое целое», которое может быть познано только целостным духом. В отличие от понятия «всеединства», встречающегося в западной философии начиная с античности[21], у Соловьева оно не является только онтологическим, т. е. не характеризует только бытие, но относится и к познанию, и к этике, и к социологии. В его философии являвшаяся ему София занимает важное место: «София есть… материя Божества, проникнутая началом божественного единства»; София – это душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

Соловьев предложил свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к Абсолюту, что мир – это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное, растительное, животное, человеческое царства и Царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия. Для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство). Затем оно должно быть живым (растительное царство) и сознательным (животное царство). Далее – разумным (человеческое царство) и, наконец, совершенным (Царство Божие).

Страница 14