Серебряный век права - стр. 15
Что касается права, то в своих поздних работах Соловьев тесно увязывает его с нравственностью. Если поначалу он, следуя Канту, понимал право как формальное начало, вызванное к жизни практическими потребностями, как внешний принудительный порядок поведения, не связанный с внутренними моральными мотивами и побуждениями, то в окончательном варианте своей философии он возвышает право до уровня необходимого условия нравственного совершенствования и религиозности. Право служит «воплощению добра, ограничению и исправлению зла» и определяется справедливостью. Добро должно иметь безусловный характер и является началом для любых человеческих отношений, включая государственные.
«Совесть – это социальный стыд, а стыд – это природная совесть». «Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся». «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного». «Право есть определенный минимум нравственности». «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла» «Право есть свобода, обусловленная равенством». «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага»[22]. Эти афоризмы Владимира Сергеевича как нельзя лучше описывают его этику и представление о праве. Содержание этих требований, понимание границ «минимального добра» подвержены изменениям и зависят от исторических условий и уровня развития нравственности в обществе. При этом право всегда возможно отделить от произвола по той цели, которую преследует право. Эта цель – установить внешнюю гармонию между личностью и обществом.
Творчество Владимира Сергеевича Соловьева оставило глубокий след в истории русской философии и правовой мысли. Уже при жизни его характеризовали «русским Платоном», «Пушкиным русской философии» и другими лестными эпитетами. Он оказал серьезное влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка. Среди правоведов, стремившихся отыскать аксиомы права, также было немало сторонников соловьевского синтеза рационального и иррационального подходов к праву.
§ 3. Евгений Николаевич Трубецкой
Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920), в имении которого окончил свой земной путь В.С. Соловьев, был другом, учеником последнего и, что, безусловно, укрепляло их дружбу, оппонентом в бесконечных мировоззренческих спорах. Сам Евгений Николаевич так писал о своих взаимоотношениях с В.С. Соловьевым: «…с ним так или иначе связано все то, что я думал до сих пор в области религии, философии и общественной жизни; все мои воззрения сложились в духовном общении с ним, т. е. частью в связи с его влиянием, частью же в борьбе против этого влияния»