Размер шрифта
-
+

Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 49

Бенедикт Спиноза

Честолюбцы подобны собакам, которым кидают куски мяса: они хватают их на лету и, разинув пасть, вытянув шею, вечно ждут следующего куска, а получив, проглатывают, не смакуя и даже не ощутив вкуса.

Луций Сенека

Третья группа личностных качеств, входящих в состав гордыни, отражаeт эгоизм человека в сочетании с невоспитанностью. Хамство, наглость и бесцеремонность демонстрируют готовность человека идти напролом ради собственных интересов, игнорируя права и желания других людей.

Бесцеремонность – наименьшее зло для окружающих людей из этой тройки, которую словари определяют как «беззастенчивость и развязность, выходящую за границы вежливости». Бесцеремонный человек, во-первых, невежлив, а значит, или не знает правил поведения, принятых в обществе, или же игнорирует их, потому что думает только о себе, о своих интересах и желаниях. Ради их исполнения он назойливо и упорно требует от других людей помощи, не задумываясь, удобно ли это им.

Граница между настойчивостью и наглостью часто совпадает с границей между талантом и бездарностью.

Марк Цицерон

Дерзость – следующая ступень неуважительного отношения к людям, соединенная с самомнением. Слово «дерзкий» имеет два значения: 1. Непочтительный, грубый, вызывающий. 2. Безрассудно смелый, отважный, отчаянный, рискованный. Хотя оба эти значения имеют отношение к греху гордыни, в своих комментариях мы ограничимся первым пунктом. Человек начинает дерзить не столько потому, что не уважает и не ценит других людей, а потому, что он ставит себя выше всех. Примером тому является древнегреческий миф о Тантале, наказанном богами за гордыню.

Фригийский царь Тантал был сыном Зевса и пользовался особой благосклонностью богов. Он был удостоен небывалой для смертных чести – ему разрешили присутствовать на пирах богов на Олимпе, есть их пищу и вести беседы. Однако, возгордившись, Тантал стал пересказывать людям замыслы Зевса и угощать смертных божественной пищей – нектаром и амброзией, дарящих вечную молодость. Более того, он стал сомневаться в способности богов к всеведению, и чтобы проверить это качество небожителей, пригласил их к себе и подал в качестве угощения мясо убитого им собственного сына Пелопа.

Боги возмутились такой дерзостью и наказали Тантала так, как не наказывали до него никого из смертных. Богоотступник был обречен на вечные муки в Аиде. Он стоял там по горло в воде, а вокруг него в изобилии росли самые изысканные плоды. Однако он не мог ни наесться, ни напиться. Как только он наклонял рот к воде, та отступала, а когда он протягивал руку, чтобы схватить плод – ветки тут же отодвигались от него. Более того, над его головой свисала огромная скала, которая то и дело раскачивалась, грозя обрушиться на его голову. В таких условиях и должен был вечно существовать Тантал за то, что возгордился своей близостью с богами и посчитал себя равным им.

Страница 49