Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 51
Четвертая группа человеческих качеств, входящих в гордыню, отражает жажду славы, известности и признания, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь – тщеславие. Кроме того, в эту группу входят самомнение, хвастовство, самонадеянность и другие составляющие гордыни.
писал Александр Сергеевич Пушкин, открыто высказывая то, в чем не любят сознаваться люди. Но в стремлении известности и славы не больше зла, чем в стремлении есть три раза в сутки – это всего лишь род инстинкта, только не биологического, а социального. Дело не в том, чтобы делать вид, что такого инстинкта нет, а в том, чтобы находить оптимальные способы его реализации. Тогда человек и сам получит удовлетворение, и обществу пользу принесет.
Тщеславие. Согласно словарям, тщеславие есть «высокомерное стремление к славе, к почестям, почитанию». Из определения, данного в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, видно, что тщеславие – это не просто амбициозность, то есть стремление к успеху, славе и почету, но именно «высокомерное стремление», то есть основанное на чувстве собственного превосходства над другими людьми. Это слово состоит из двух частей «тще-» и «-славие», что означает тщетность (напрасность, бесполезность) стремления к славе, обманчивость и бесплодность этих попыток. Так говорят о человеке, который хочет больше, чем может, или больше, чем заслужил своими делами. Тщеславный человек жаждет известности, славы и готов получить эту славу любым путем, даже смешным. Как писал Александр Дюма-сын, «человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его».
Франсуа де Ларошфуко, пожелавший исследовать все оттенки этого порока, удивленно заключил: «Разновидностей тщеславия столько, что и считать не стоит», а Ричард Шеридан, осознавая силу власти этой черты над душой человека, горестно восклицал: «Самая могущественная страсть – тщеславие. Спаси меня от этой страсти, и я сам избавлюсь от остальных». Автор «Собора Парижской Богоматери», французский писатель Виктор Гюго, отмечал: «Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих».
Объектом тщеславия может быть что угодно: чаще всего – слава, власть или богатство, однако им может стать и нищета. Живший более двух тысяч лет назад философ Антисфен гордился отсутствием стремления к богатству и роскоши. Когда рядом оказался Сократ, Антисфен специально повернулся так, чтобы последний увидел дыры в его плаще. Он рассчитывал на одобрение со стороны Сократа, который всегда был сторонником простой и естественной жизни, но Сократ одной фразой расставил все по своим местам. «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие», – заметил великий философ.