Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 53
Мудрость желает одобрения… тщеславие требует похвал.
Пьер Буаст
Епископ Александр (Милеант) так описывает развитие греха тщеславия, которое, словно болезнь, постепенно охватывает все стороны души человека:
«Постепенно настроение тщеславного человека портится. Озабоченный всем, кроме своего внутреннего исправления, он не замечает своих недостатков или находит причины, чтобы оправдать себя. Свои же знания, опыт и способности он сильно преувеличивает. Жаждет признания своего превосходства, болезненно реагирует на всякое несогласие с собой и критику. В дискуссиях всякое самостоятельное мнение он принимает за вызов себе. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; растут раздражительность и упрямство; он убежден, что другие из зависти мешают ему. Столкновения с людьми обостряются, тщеславный все больше замыкается в себя. Однако пока еще считается с высшими авторитетами и Богу повинуется.
На последних стадиях этой болезни душа его становится все темней и холодней, в ней поселяются презрение и злоба. Помрачается ум, различение добра и зла притупляется, так как оно заменяется различением “моего” и “не моего”. Он все больше тяготится глупостью своих начальников, все труднее ему признавать авторитеты. Ему необходимо доказать свое превосходство. Поэтому он огорчается, когда другой человек оказывается правым. Любой посторонний успех он воспринимает как личную обиду.
Иногда эта сила самоутверждения оказывается направленной на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут, благодаря своему напору, гордец может иметь некоторые победы. Но эти победы не приносят блага другим, а скорее раздор и разрушение.
Когда человеку кажется, что никто его не ценит, но что все его преследуют и хотят причинить ему зло, то это признак мании преследования. Мания преследования, как и мания величия – тяжелые духовные заболевания, порожденные тщеславием.
Наконец, на последней ступени, гордец разрывает с Богом. Если раньше он грешил по своей слабости, то теперь он находит оправдание своей страсти и объявляет грех законным для себя. Будучи искренне убежденным в своем превосходстве, он уверен, что свою жизнь он может устроить без посторонней помощи. Но в глубине его сердца воцаряется беспросветный мрак и чувство полного одиночества. Он провалился в “черную дыру, из которой никто не может вырваться. Бог мог бы его из нее спасти, но гордец от Него отвернулся”.
Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха – есть великая пытка для ума, и состоит из зависти, гордости и алчности.