Русский мир и Тибет. Том 1 - стр. 33
Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
По данным палеопротеомики, к денисовскому человеку был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель карстовой пещеры Байшия находящейся в уезде Сяхэ (Ганьсу)
Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками.
В центральной части нагорья на высоте 4,6 тыс. метров в Нвия Деву люди жили 30—40 тыс. лет назад. Следующие свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э. Неолит датируется VI веком до н. э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй – близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.
На плато Чангтан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась страна Шангшунг, от которой началась религия бон (подробная информация о этом государстве находится тут: http://www.shangshunginstitute.ru/ru/ssi/kingdom/В конце VI – начале VII века так называемая
Ярлунгская династия тибетских царей постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо.
Период Ярлунгской династии слабо освещён в литературе. Династическая хронология вызывает споры.
Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены династические браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.
Во второй половине IX-го века царство тубо пришло в упадок.
В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет – периодом раскола.
В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. https://bon.su/panteon/shang-shung-meri/
В Китае это время также было смутным (Эпоха «пяти Династий и Десяти царств» и последующая династия Сун), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны.
В середине XIII века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи.
После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации
Но все это как говорится скупые исторические факты, а ведь есть еще и не менее интересное «Легендарное происхождение Тибета». Этот материал для читателей, считающих себя «материалистами» ничего кроме иронической улыбки вызвать не может, но раз большая часть тибетцев в это верят и в наше время то я и приведу эту историю в своем личном пересказе, чтобы показать ее в наиболее понятном для неподготовленного читателя вида.